логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Выбираем сюжет

Как выбрать сюжет для резьбы по дереву

При­ро­ду мож­но пози­ци­о­ни­ро­вать как бес­ко­неч­ный источ­ник фан­та­зии и вдох­но­ве­ния, одна­ко порой даже самые при­выч­ные нам вещи могут выска­зать очень ори­ги­наль­ную идею. Что­бы это про­изо­шло не нуж­но ждать како­го-то осо­бо­го мгно­ве­ния, а про­сто нуж­но быть более вни­ма­тель­ным ко все­му, что Вас окру­жа­ет. Любой про­ект начи­на­ет­ся с идеи, а вот каж­дая идея рож­да­ет­ся с вос­при­я­тия того или ино­го собы­тия или же пред­ме­та. Замы­сел, кото­рый изна­чаль­но при­хо­дит твор­че­ско­му чело­ве­ку в голо­ву, все­гда мож­но раз­вить во мно­гих вари­а­ци­ях в виде чер­но­вых рисун­ков, сде­лан­ных на ско­рую руку. Нема­ло­важ­ную роль здесь могут сыг­рать и сло­ва, спо­соб­ные порож­дать ори­ги­наль­ные обра­зы. У каж­до­го рез­чи­ка или худож­ни­ка обя­за­тель­но дол­жен быть аль­бом или блок­нот, в кото­рый все­гда мож­но вне­сти новые идеи. Про­фес­си­о­наль­ные масте­ра обза­во­дят­ся очень полез­ной при­выч­кой – они часто дела­ют зари­сов­ки пред­ме­тов, кото­рые их окру­жа­ют. Это могут быть любые стро­е­ния, авто­мо­би­ли или даже живот­ные. Важ­но уметь потом нахо­дить в этих эски­зах мел­кие дета­ли, кото­рые про­из­во­дят осо­бое впе­чат­ле­ние, что и может послу­жить осно­вой для новой рабо­ты.

Не сто­ит остав­лять без вни­ма­ния фото­гра­фии, кото­рые неред­ко могут послу­жить не толь­ко как дол­гая память, но и как отлич­ный источ­ник вдох­но­ве­ния. Что каса­тель­но книг, жур­на­лов и дру­гих изда­ний, то они не ред­ко могут выру­чить в труд­ную мину­ту и помочь выбрать дей­стви­тель­но ори­ги­наль­ную идею. При­ме­ча­тель­но, что важ­но обра­щать вни­ма­ние на трех­мер­ные пред­ме­ты, поэто­му ино­гда полез­но делать моде­ли из пла­сти­ли­на, что поз­во­лит отчет­ли­во понять – под­хо­дит ли масте­ру выбран­ная идея или сто­ит про­дол­жить поис­ки.

Базо­вое осно­вой для созда­ния любо­го рез­но­го изде­лия явля­ет­ся рису­нок. Без­услов­но, для того что­бы начать тво­рить подел­ки из дере­ва нет надоб­но­сти быть отмен­ным худож­ни­ком. Эскиз тре­бу­ет­ся лишь для того, что­бы в более пол­ной мере понять при­ро­ду и струк­ту­ру изоб­ра­же­ния, кото­рое будет взя­то за осно­ву буду­щей рабо­ты.

Перед началом действий

Как найти перспективу для работы

На прак­ти­ке доволь­но часто под­го­то­ви­тель­ные рабо­ты сво­дят­ся к про­ра­бот­ке чер­но­во­го эски­за и изго­тов­ле­нию общей моде­ли буду­щей рабо­ты. В любом слу­чае на дан­ном эта­пе у масте­ра дол­жен быть тща­тель­но выве­рен­ный план. Порой про­сто необ­хо­ди­мо что­бы были про­ра­бо­та­ны все эти аспек­ты. Такие под­го­то­ви­тель­ные дей­ствия поз­во­лят частич­но уви­деть конеч­ный резуль­тат сво­ей рабо­ты, по ходу выпол­не­ния кото­рой мастер смо­жет допол­нить изде­лие новы­ми штри­ха­ми, делая его мак­си­маль­но совер­шен­ным.

После того как сюжет для буду­щей рабо­ты будет выбран, нуж­но выпол­нить наброс­ки, при этом ино­гда име­ет смысл сде­лать их в пол­ном раз­ме­ре. Если речь идет о боль­ших изде­ли­ях, то нуж­но выпол­нить их хотя бы в мас­шта­бе. Порой доста­точ­но эски­за в одном ракур­се, но неко­то­рые слож­ные изде­лия могут потре­бо­вать про­ра­бот­ки с раз­ных углов зре­ния, что поз­во­лит выявить все тон­ко­сти и нюан­сы. Неко­то­рые про­фес­си­о­наль­ные рез­чи­ки порой вынуж­де­ны высту­пать в роли архи­тек­то­ра, созда­вая и про­ра­ба­ты­вая пла­ны и про­фи­ли буду­ще­го изде­лия. В любом слу­чае перед нача­лом выпол­не­ния работ у масте­ра долж­ны быть каран­даш, бума­га, сто­ляр­ная линей­ка, тер­ка, а так­же чер­теж­ная дос­ка. Реко­мен­ду­ет­ся делать дос­ку для чер­че­ния из пер­во­сорт­ной фане­ры, а раз­ме­ры ей зада­вать фор­ма­та А2. Жела­тель­но при­ла­дить к чер­теж­ной дос­ке и руч­ку, кото­рая осо­бен­но при­го­дит­ся при состав­ле­нии эски­зов той или иной мест­но­сти. Закре­пить бумаж­ное полот­но к плос­ко­сти дос­ки мож­но при помо­щи кан­це­ляр­ских кно­пок или же лип­кой лен­ты. Для созда­ния тех­ни­че­ски точ­но­го чер­те­жа мест­но­сти или како­го-либо пред­ме­та при­дет­ся обза­ве­стись спе­ци­аль­ны­ми чер­теж­ны­ми при­над­леж­но­стя­ми, раз­до­быть кото­рые не соста­вит осо­бо­го тру­да.

Масштаб

Быва­ет так, что делать рису­нок в пол­ном мас­шта­бе удоб­но дале­ко не все­гда. Имен­но поэто­му очень кста­ти может прий­тись идея об изме­не­нии раз­ме­ров выбран­но­го пред­ме­та. Мно­гие фото­ко­пи­ру­ю­щие при­спо­соб­ле­ния спо­соб­ны уве­ли­чи­вать или умень­шать мас­штаб в зави­си­мо­сти от тех или иных про­пор­ций, одна­ко в неко­то­рых слу­ча­ях более целе­со­об­раз­но будет при­ме­нить про­ве­рен­ный века­ми метод – копи­ро­ва­ние изоб­ра­же­ния по клет­кам. При­ве­дем такой при­мер: допу­стим, Вам нуж­но уве­ли­чить опре­де­лен­ный рису­нок в 4 раза. Для это­го нуж­но раз­де­лить его на рав­ные квад­ра­ты, с дли­ной сто­ро­ны 6 мил­ли­мет­ров. Далее берем чистый лист бума­ги и рису­ем на нем сет­ку из квад­ра­тов, дли­на сто­ро­ны кото­рых соста­вит 24 мил­ли­мет­ра. Далее нуж­но про­ну­ме­ро­вать все квад­ра­ты на обе­их сет­ках. Дан­ный метод дает воз­мож­ность мак­си­маль­но точ­но пере­но­сить изоб­ра­же­ние в уве­ли­чен­ном мас­шта­бе, квад­рат за квад­ра­том. При­ме­ня­ет­ся этот метод ремес­лен­ни­ка­ми с неза­па­мят­ных вре­мен.

Если в Вашем рас­по­ря­же­нии будет эскиз в нату­раль­ном мас­шта­бе, то при помо­щи мето­да пере­но­са по квад­ра­там его мож­но пере­не­сти на дере­вян­ную заго­тов­ку. Если речь идет о слож­ном изоб­ра­же­нии, то целе­со­об­раз­но про­длить сет­ку на боко­вые стен­ки заго­тов­ки и пере­не­сти ее на обрат­ную сто­ро­ну. Дело в том, что при резь­бе по дере­ву сле­ды каран­да­ша на лице­вой сто­роне будут сти­рать­ся, что может иска­зить чер­теж, а нане­сен­ные с дру­гой сто­ро­ны отмет­ки помо­гут быст­ро его вос­ста­но­вить. Осо­бен­но полез­ным этот метод ока­жет­ся в слу­чае, если в изде­лии нуж­но будет сде­лать сквоз­ные отвер­стия в опре­де­лен­ных местах. Обра­ти­те вни­ма­ние, что пере­нос рисун­ка мето­дом яче­ек дает воз­мож­ность не толь­ко точ­но копи­ро­вать пер­во­на­чаль­ный сюжет, но и делать его уже или же шире. Напри­мер, если нуж­но сде­лать эскиз более узким, то при нане­се­нии сет­ки сто­ит оста­вить неиз­мен­ным раз­мер гори­зон­таль­ных линий и сбли­зить на нуж­ное рас­сто­я­ние вер­ти­ка­ли. Потом нуж­но пере­не­сти в эти пря­мо­уголь­ни­ки фор­мы, кото­рые отме­че­ны на ори­ги­наль­ном эски­зе. В конеч­ном ито­ге Вы полу­чи­те более изящ­ный мотив, кото­рый зри­тель­но будет казать­ся объ­ем­нее и выше. Если рас­ши­рить раз­ме­ры яче­ек, то эскиз при­мет более широ­кие и при­зе­ми­стые очер­та­ния.