логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Разные виды реставрационных работ

Реставрационные работы в процессе

Извест­но, что любая дре­ве­си­ны спо­соб­на впи­ты­вать вла­гу или наобо­рот высы­хать, что­бы мак­си­маль­но соот­вет­ство­вать усло­ви­ям окру­жа­ю­щей сре­ды. Имен­но поэто­му нуж­но обра­щать осо­бое вни­ма­ние на про­цесс выдерж­ки дре­ве­си­ны. Сто­ит учи­ты­вать, что потреб­но­сти про­мыш­лен­но­сти стре­ми­тель­но рас­тут, поэто­му ино­гда дей­стви­тель­но очень слож­но при­об­ре­сти дре­ве­си­ну нуж­но­го уров­ня обра­бот­ки, то есть такую, кото­рая соот­вет­ство­ва­ла бы всем тре­бо­ва­ни­ям для выпол­не­ния резь­бы. Обра­ти­те вни­ма­ние, что сырые брус­ки могут трес­кать­ся и искрив­лять­ся в про­цес­се суш­ки, если будет пода­на чрез­мер­но высо­кая тем­пе­ра­ту­ра.

  1. Началь­ная ста­дия фор­ми­ро­ва­ния бюста. На дан­ном эта­пе выре­за­ет­ся круп­ный блок, а так­же уве­ли­чи­ва­ет­ся пло­щадь, из кото­рой будет про­ис­хо­дить испа­ре­ние вла­ги. Дре­ве­си­на может быть дефор­ми­ро­ва­на.
  2. Сле­ду­ет выбрать несколь­ко кусоч­ков дуба и плот­но при­ло­жить их к раз­ло­му что поз­во­лит понять, под­хо­дят ли они Вам или нет.
  3. Теперь нуж­но выбрать самый под­хо­дя­щий кусок дре­ве­си­ны, а так­же при­дать ему нуж­ные раз­ме­ры и фор­му. Смо­чи­те его кле­ем ПВА и дай­те неко­то­рое вре­мя ему посто­ять, что­бы он пол­но­стью про­пи­тал­ся. После это­го мож­но акку­рат­но вста­вить деталь в место раз­ло­ма, уда­лив излиш­ки клея.

Реставрация разных видов

4-й и 5-й рису­нок демон­стри­ру­ет про­цесс уда­ле­ния при помо­щи пилы высту­па­ю­щей части встав­ки. Обра­ща­ем вни­ма­ние, что пила может осу­ществ­лять про­пил толь­ко в пря­мом направ­ле­нии, поэто­му по линии про­пи­ла непре­мен­но оста­нет­ся неболь­шой гре­бень.

  1. Дан­ная иллю­стра­ция демон­стри­ру­ет про­цесс вырав­ни­ва­ния поверх­но­сти ста­мес­кой.
  2. На дан­ном эта­пе про­цесс рестав­ра­ции мож­но счи­тать окон­чен­ным. Ста­дия, с кото­рой будет про­дол­же­на рабо­та над изде­ли­ем, поз­во­лит удо­сто­ве­рить­ся в том, «игра­ет» ли дере­во или нет. Если встав­лен­ная деталь плот­но сидит и не шеве­лит­ся при нажа­тии на нее, то зна­чит рабо­та выпол­не­на долж­ным обра­зом. Обра­ща­ем вни­ма­ние, что, если в конеч­ном ито­ге изде­лие не будет покры­вать­ся лаком, а оста­нет­ся в есте­ствен­ном виде, важ­но подо­брать встав­ку не толь­ко в соот­вет­ствии со струк­ту­рой дре­ве­си­ны, но и с ее оттен­ком, на что может уйти мас­са вре­ме­ни.

Заменяем резную деталь

Замена резной детали

 

  1. Дефор­ми­ро­ван­ный кусок дре­ве­си­ны нуж­но сре­зать при помо­щи плос­ко­го доло­та, что поз­во­лит обес­пе­чить ров­ность поверх­но­сти. Соеди­не­ние дета­лей будет про­из­во­дить­ся при помо­щи клея ПВА, кото­рый не может соеди­нить неров­ные плос­ко­сти доста­точ­но проч­но.
  2. Далее све­ря­ем раз­ме­ры, при помо­щи сто­ляр­но­го уголь­ни­ка.
  3. После изу­че­ния орна­мен­та, нане­сен­но­го на зер­каль­ную раму, мастер-рестав­ра­тор при­сту­па­ет к начер­та­нию пла­на и про­фи­лей всех недо­ста­ю­щих эле­мен­тов в ори­ги­наль­ном мас­шта­бе.
  4. При помо­щи цир­ку­ля осу­ществ­ля­ет­ся раз­мет­ка не неболь­шом брус­ке из липо­вой дре­ве­си­ны, а так­же нано­сят­ся чер­но­вые кон­ту­ры. Обра­ща­ем вни­ма­ние, что волок­но новой встав­ки долж­но сов­па­дать с волок­на­ми повре­жден­но­го участ­ка изде­лия.
  5. На дан­ном бло­ке изоб­ра­же­ны два про­фи­ля. Перед при­кле­и­ва­ни­ем новой дета­ли мастер дол­жен пред­ва­ри­тель­но све­рить все раз­ме­ры и удо­сто­ве­рить­ся, что деталь под­хо­дит. При­ме­ча­тель­но, что чем мень­ше поверх­но­сти, тем боль­шая сила сжа­тия нуж­на.
  6. Теперь мастер обво­ра­чи­ва­ет раму кус­ком мате­рии и поме­ща­ет ее в тисы. Мате­рия слу­жит для предот­вра­ще­ния дефор­ма­ции изде­лия. Далее он при­сту­па­ет к уда­ле­нию повре­жден­но­го участ­ка изде­лия.
  7. Дере­вян­ный бру­сок нуж­ной высо­ты и раз­ме­ров в дан­ном слу­чае высту­па­ет опо­рой, посколь­ку в про­цес­се рабо­ты мож­но нане­сти непо­пра­ви­мый вред изде­лию, так как после уда­ле­ния той или иной части, оно ста­нет очень хруп­ким.
  8. Деталь, кото­рая заме­нит повре­жден­ный уча­сток, пол­но­стью гото­ва. Теперь ее оста­нет­ся покрыть гип­со­вой сме­сью и позо­ло­тить.

Этапы замены резной детали

Отделка

После подроб­но­го срав­не­ния обо­их пред­став­лен­ных вари­ан­тов скульп­ту­ры кош­ки в испол­не­нии Пет­ра Кло­тье, Вы отчет­ли­во уви­ди­те раз­ни­цу меж­ду финиш­ной отдел­кой и пем­зо­ва­ни­ем при помо­щи ста­мес­ки. По завер­ше­нии рабо­ты любое изде­лие нуж­но под­верг­нуть финаль­ной обра­бот­ке, посколь­ку исполь­зу­е­мые инстру­мен­ты мог­ли оста­вить на них свои сле­ды. При помо­щи пем­зо­ва­ния мож­но изба­вить­ся от шеро­хо­ва­то­сти, кото­рая была нане­се­на при помо­щи рез­чиц­ких инстру­мен­тов, одна­ко в неко­то­рых слу­ча­ях подоб­ные неров­но­сти могут послу­жить в каче­стве укра­ше­ния изде­лия. Если Вы хоти­те мак­си­маль­но чет­ко завер­шить свою рабо­ту, то после про­цес­са шли­фов­ки нуж­но про­мыть рабо­ту, что поз­во­лит изба­вить­ся от остат­ков абра­зи­ва.

Мно­гие рез­чи­ки по дере­ву отка­зы­ва­ют­ся от пем­зо­ва­ния в любом его про­яв­ле­нии, одна­ко один мой зна­ко­мый рестав­ра­тор с гро­мад­ным опы­том уве­рял меня, что мно­гие рабо­ты Гиб­бон­са, извест­ные по все­му миру, про­хо­ди­ли про­це­ду­ру пем­зо­ва­ния, одна­ко при этом исполь­зо­ва­лись исклю­чи­тель­но неа­бра­зив­ные мате­ри­а­лы, напри­мер, шку­ра аку­лы. Извест­но, что остат­ки абра­зи­ва могут зату­пить инстру­мент рез­чи­ка. Если исполь­зо­вать шку­ру аку­лы, то на изде­лии не оста­нет­ся ника­ких посто­рон­них части­чек.

Несо­мнен­но, мно­гие рез­ные изде­лия мож­но про­сто отшли­фо­вать или же оста­вить в чер­но­вом виде, одна­ко в ско­ром вре­ме­ни дре­ве­си­на ста­нет чер­неть от пыли и гря­зи, а так­же от часто­го попа­да­ния в чьи-то руки. В насто­я­щее вре­мя доступ­но мно­же­ство мате­ри­а­лов, под­хо­дя­щих для выпол­не­ния финаль­ной отдел­ки. В рам­ках дан­ной гла­вы мы рас­смот­рим самые рас­про­стра­нен­ные из них. Несо­мнен­но, рабо­та ста­нет выгля­деть намно­го эсте­ти­че­ски при­вле­ка­тель­нее, если ее напо­ли­ро­вать льня­ной тряп­кой и вскрыть вос­ком. Что каса­е­мо сосу­дов, то их мож­но вскрыть бес­цвет­ным лаком. Дере­вян­ные лож­ки и дру­гую кухон­ную атри­бу­ти­ку мож­но и вовсе оста­вить в их пер­во­здан­ном виде. Что каса­тель­но баре­лье­фов, то их мож­но рас­пи­сать или же позо­ло­тить. Впро­чем, здесь все зави­сит от назна­че­ния изде­лия и от пред­по­чте­ний авто­ра. Все­гда мож­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с видом финаль­ной отдел­ки, но с опы­том ста­нет намно­го про­ще опре­де­лить наи­бо­лее удач­ный вари­ант. Порой может сло­жить­ся ощу­ще­ние, что после завер­ше­ния рабо­ты доста­точ­но одно­го взгля­да на изде­лие что­бы понять, что выбран­ный тип отдел­ки ему не под­хо­дит. Имен­но поэто­му очень важ­но под­хо­дить к это­му вопро­су ответ­ствен­но и тща­тель­но при­смат­ри­вать­ся к соб­ствен­ным изде­ли­ям.

Немного об льняной олифе

Льняная олифа

На при­ме­ре пред­став­лен­но­го изде­лия про­де­мон­стри­ро­ва­на тех­но­ло­гия покры­тия льня­ной оли­фой. На рисун­ке вид­но, что изде­лие поме­ще­но на све­жий воз­дух, что зна­чи­тель­но уско­рит про­цесс высы­ха­ния оли­фы.

  1. На началь­ном эта­пе нуж­но раз­ве­сти льня­ную оли­фу и уайт-спи­рит в про­пор­ции три к одно­му. Теперь поме­ща­ем сосуд с полу­чен­ным рас­тво­ром на водя­ную баню и нагре­ва­ем его. Извест­но, что Уайт-спи­рит спо­соб­ству­ет раз­жи­же­нию льня­ной оли­фы, а так­же повы­ша­ет в ее соста­ве чис­ло лету­чих фрак­ций. При­ме­ча­тель­но, что оли­фа ста­нет менее вяз­кой, что поз­во­лит ей глуб­же про­пи­тать­ся в струк­ту­ру дре­ве­си­ны. Обра­ща­ем вни­ма­ние, что такая смесь может запро­сто вос­пла­ме­нить­ся, поэто­му нуж­но рабо­тать с ней очень акку­рат­но.
  2. Возь­ми­те кисточ­ку и нане­си­те рас­твор на изде­лие. Теперь нуж­но дать несколь­ко минут ему посто­ять что­бы пол­но­стью высох­нуть. На это уйдет не более 10-ти минут.
  3. После это­го нуж­но про­те­реть изде­лие сухим полот­ном энер­гич­ны­ми изде­ли­я­ми, так как в про­тив­ном слу­чае оно будет все­гда про­пи­ты­вать­ся пылью и гря­зью. Поми­мо это­го, на рабо­те могут остать­ся отпе­чат­ки паль­цев, а это­го нам уж точ­но не нуж­но. Суть этой рабо­ты сво­дит­ся к при­да­нию дре­ве­сине мак­си­маль­ной глад­ко­сти. Важ­но, что­бы по завер­ше­нии рабо­ты она не выгля­де­ла сухой. При воз­ник­но­ве­нии надоб­но­сти нуж­но повто­рить про­це­ду­ру повтор­но. Если изде­лие пол­но­стью про­пи­та­ет­ся, то оно сохра­нит свой пер­во­здан­ный вид на про­тя­же­нии мно­гих лет. Обра­ща­ем вни­ма­ние, что поверх­ность обя­за­тель­но долж­на быть мато­вой, так как в про­тив­ном слу­чае она может попро­сту затмить рельеф­ность изде­лия.