логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Новый взгляд в резьбе по дереву

mask1

В конце 19-го века большинство европейских художников стали проявлять немалый интерес к работам резчиков, которые привозились из дальних стран. Примечательно, что они рассматривали их не как диковинные творения, созданные примитивными народами, а в качестве полноценных произведений декоративного искусства. Данная тенденция особенно ярко проявилась в 1907-ом году, когда Пикассо создал одну из известнейших своих работ — картину Авиньонские девицы.

Именно после этого события многие художники и резчики по совместительству стали активно отходить от европейских традиций, что дало возможность им вырваться из плена академизма. Известно, что на протяжении двадцатого века мнение о том, что каждый живописный изыск имеет право на существование в рамках любой композиции стало укрепляться. Это привело к тому, что одним из предпочтительных художественных качеств стала оригинальность работы.

Однако не стоит забывать, что такая перемена ранее уже имела прецедент. Названия, которые создавались веками и присваивались различным культурным течениям, эпохам и отдельным стилям ремесел, в подавляющем количестве случаев не способны полностью удовлетворить. Если же рассматривать данный вопрос с точки зрения пути упрощения, то многие художественные формы можно объединить под одним термином – реализм. В таком случае символизм можно будет рассматривать как отдельное веяние культуры, находящееся на другом конце. Что касается европейского искусства, то оно развивалось и по первому и по второму пути, но начало этого развития приходится на классические традиции, зарожденные в Древней Греции, которые долгое время позиционировали в качестве квинтэссенции реализма.

mask1mask2mask3

Ритуальные резные маски Папуа Новой Гвинеи

Примечательно, что многие мастера-резчики зачастую отклонялись от традиционного реализма, что приводило к увлечению символизмом. В конечном итоге вновь забывался реализм. Пикассо остановил возвращение символизма еще в двадцатом веке. Историки отмечают, что все эти колебания не имели какого-либо механического характера. Они возрождались и забывались жизнью и мышлением людей того или иного временного промежутка.

Если проанализировать особенности искусства Древней Греции, то можно заметить, что оно олицетворяло верования всего народа, который позиционировал божеств как полностью совершенных мужчин и женщин. Примечательно, что византийское творчество соответствовало интересам более мистической и даже спиритуалистической религии. Это спровоцировало открытие новых классических источников, которые и стали очередным толчком для возрождения реализма не только в живописи, но и в скульптуре.

Стоит обратить внимание и на еще одну экспрессивную форму давнего искусства – карикатуру. В 19-ом веке данному жанру было дано подробное описание и характеристики, однако в наши дни данное искусство не нуждается ни в каких комментариях.

20-й век

moore

Генри Мур Большая – работа, которая привлекает внимание своем оформлением. Она весьма качественно отполирована и выполнена из вяза – довольно дорогого материала. Представленная работа может ассоциироваться одновременно с пейзажем и человеческими очертаниями, а прожилки в древесина только дополняют художественные особенности форм. Известно, что такой вид искусства как декоративная пластика, которая была ориентирована на продажу, на протяжении долгого времени не подвергалась каким-либо изменениям, чего нельзя сказать о всех художественных течениях.

Если уделить время на изучение работ 1930-х годов, которые посвящены искусству резьбы по дереву, то можно будет заметить, что там лишь немного затрагивается вопрос о направлениях начала двадцатого века, то есть о модерне и подобных жанрах, в то время как подробно раскрываются ключевые традиции предыдущего столетия. Нет никаких сомнений, что многие резчики делали многие предметы мебели и зеркальные рамы в соответствии с новыми веяниями моды, но другая категория мастеров продолжало слепо копировать старые традиции. В наше время все также многие умельцы продолжают копировать творения прошлого – этот факт не нуждается в особом комментировании. Архитектура современности предполагает обильное использование строгих и прямых линий, поскольку вопрос функциональности выдвинут на первый план, поэтому потребность в резных декоративных изделиях была практически уничтожена, а ведь они могли бы стать отличным украшением домов и квартир.

Именно эта тенденция и спровоцировало то, что большинство современных мастеров резьбы по дереву львиную долю своего времени уделяют реставрации старинных работ, а также воспроизведению вещей, которые когда-то были выполнены нашими предками. Адаптировать классические стили и современные вкусы – задача не совсем уместная, а вероятность того, что декоративные деревянные панели станут применять при декорировании интерьеров ничтожно мала из-за их запредельной стоимости. Несмотря на это некоторая категория изделий смогла приспособиться к современным тенденциям искусства. В первую очередь стоит отметить небольшие утилитарные предметы, изготовленные из дерева Генри Муром и Барбарой Хепуорт, жившим в 19-ом веке.

table