логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Оконная резьба. Резные наличники

резное окно

Тра­ди­ци­он­ные налич­ни­ки, деко­ри­ро­ван­ные резь­бой, воз­ник­ли в Рос­сии не про­сто так. Куль­то­вый харак­тер это­го деко­ра был объ­яс­нен тем, что люди вкла­ды­ва­ли в него осо­бый смысл и счи­та­ли обе­ре­гом. Более того, рез­ные налич­ни­ки не толь­ко дожи­ли до наших дней, но и ста­ли неиз­мен­ным атри­бу­том бога­тых домов и архи­тек­тур­ных соору­же­ний соци­аль­но­го зна­че­ния.

В кон­це XVIII-нача­ле ХХ века каж­дый насе­лен­ный пункт имел свой почерк окон­ной резь­бы по дере­ву. Чем даль­ше друг от дру­га нахо­ди­ли эти горо­да и села, тем боль­ше воз­ни­ка­ло несо­от­вет­ствий в оформ­ле­нии домов. Но с раз­ви­ти­ем транс­пор­та и средств ком­му­ни­ка­ции все изме­ни­лось – гра­ни­цы откры­лись, запу­стив про­цесс сме­ше­ния сти­лей. На при­ме­ре рез­ных налич­ни­ков мож­но про­сле­дить, как мест­ные жите­ли фор­ми­ро­ва­ли свой вкус и учи­лись выра­жать инди­ви­ду­аль­ность. И, судя по тому, что совре­мен­ные насе­лен­ные пунк­ты раду­ют ярко­стью и непо­вто­ри­мо­стью, у них это пре­крас­но полу­чи­лось.

Окнам уде­ля­ли огром­ное вни­ма­ние, ведь они были не толь­ко окном в мир, но и вхо­дом для чужих людей и посто­рон­них глаз. Глав­ное – это фор­ма. Так как боль­шин­ство окон име­ют тен­ден­цию к вер­ти­каль­но­му поло­же­нию, свер­ху налич­ник пере­хо­дит в рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник под видом кры­ши, что озна­ча­ет сим­вол боже­ствен­ной гар­мо­нии. Под козырь­ком часто дела­ют орна­мент из малень­ких тре­уголь­ни­ков – подоб­ные кап­лям, они демон­стри­ру­ют очи­ще­ние. Центр тре­уголь­ни­ка может содер­жать соляр­ную розет­ку – «утрен­нюю зарю», суля­щую радость и опти­мизм. В сла­вян­ских сказ­ках дохри­сти­ан­ско­го пери­о­да был культ чис­ла «4», поэто­му на налич­ни­ках изоб­ра­жа­ли зна­ки в коли­че­стве, крат­ном 4-м. А доро­га из ром­бов с кули­ча­ми сим­во­ли­зи­ру­ет пло­до­ро­дие и сытость.

Суще­ству­ют два основ­ных вида окон­ной резь­бы по дере­ву: про­рез­ная, а так же ее раз­но­вид­ность – наклад­ная резь­ба. Про­рез­ная резь­ба допус­ка­ет уда­ле­ние фона, бла­го­да­ря чему созда­ет­ся эффект воз­душ­но­сти. При наклад­ной резь­бе эле­мен­ты накле­и­ва­ют­ся или при­би­ва­ют­ся к дос­ке, обра­зуя сплош­ной фон.

Иде­аль­ным мате­ри­а­лом для окон­ной резь­бы по дере­ву явля­ет­ся дре­ве­си­на, устой­чи­вая к атмо­сфер­ным воз­дей­стви­ям и пере­па­дам тем­пе­ра­тур. И если лист­вен­ни­ца отли­ча­ет­ся наи­боль­шей стой­ко­стью к гни­е­нию, но хруп­ко­стью, то липа – весь­ма мяг­кий и подат­ли­вый мате­ри­ал, но тре­бу­ю­щий спе­ци­аль­ной обра­бот­ки. Дре­ве­си­на дуба – самая стой­кая, но тяже­лая в обра­бот­ке, так что, изряд­но потру­див­шись, мож­но полу­чить не уби­ва­е­мое изде­лие.

Раду­ет, что сего­дня десят­ки (или даже сот­ни) цени­те­лей рус­ской архи­тек­ту­ры путе­ше­ству­ют по Рос­сии и фото­гра­фи­ру­ют окна с уце­лев­ши­ми налич­ни­ка­ми, что­бы потом­ки тоже смог­ли их уви­деть.