логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Резьба по дереву: история зарождения и развитие

резьба ярославль

Исто­рия резь­бы по дере­ву ухо­дит сво­и­ми кор­ня­ми к момен­ту воз­ник­но­ве­ния в чело­ве­че­ском обще­стве при­е­мов и спо­со­бов обра­бот­ки дре­ве­си­ны, как само­го про­сто­го и рас­про­стра­нен­но­го мате­ри­а­ла, а так­же появ­ле­ния дере­вян­но­го зод­че­ства. Наши дале­кие пред­ки зна­ли, что дре­ве­си­на обла­да­ет очень цен­ны­ми каче­ства­ми: водо­не­про­ни­ца­е­мо­стью, теп­ло­изо­ля­ци­ей, невы­со­кой плот­но­стью, бога­тым раз­но­об­ра­зи­ем рисун­ка тек­сту­ры. К тому же, дре­ве­си­ну удоб­но обра­ба­ты­вать и заго­тав­ли­вать. В свя­зи с этим, дере­во широ­ко исполь­зо­ва­лось в быту — прак­ти­че­ски вез­де от стро­и­тель­ства обо­рон­ных укреп­ле­ний до кухон­ной утва­ри и сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ору­дий.

Со вре­ме­ни появ­ле­ния чело­ве­ка разум­но­го, в ум и серд­це людей зало­же­но стрем­ле­ние к пре­крас­но­му. Это стрем­ле­ние выли­лось в пора­зи­тель­ное уме­ние людей сде­лать из при­род­но­го мате­ри­а­ла насто­я­щее про­из­ве­де­ние искус­ства. Вряд ли най­дет­ся такой народ, кото­рый бы не укра­шал свое жили­ще и пред­ме­ты быта. Одна­ко, исто­рия раз­ви­тия рез­но­го дела в каж­дой стране осо­бая и свя­за­на с уров­нем куль­ту­ры, мастер­ства и миро­воз­зре­ния в обще­стве. Навер­ное поэто­му, в каж­дой стране искус­ство резь­бы по дере­ву име­ет свои уни­каль­ные осо­бен­но­сти, при­е­мы и сти­ли.

Наи­бо­лее древ­ней счи­та­ет­ся гео­мет­ри­че­ская плос­ко­ре­льеф­ная резь­ба. Она не толь­ко укра­ша­ла домаш­нюю утварь и стро­е­ния, но и име­ла смыс­ло­вую, обря­до­вую нагруз­ку. Все эле­мен­ты такой резь­бы нес­ли в себе сим­во­лы сти­хий и явле­ний. Нано­ся их на пред­ме­ты, укра­ша­ю­щие дом, люди наде­я­лись убе­речь­ся от вли­я­ния злых сил и при­влечь свет­лые силы: жиз­ни, пло­до­ро­дия и дол­го­ден­ствия. Из дере­ва выре­за­ли так­же обе­ре­ги – малень­кие фигур­ки бож­ков, кото­рые явля­лись хра­ни­те­ля­ми домаш­не­го оча­га.

 

От идола и артели

 

шигирский идол

Самой древ­ней наход­кой, выре­зан­ной из дере­ва, счи­та­ет­ся Шигир­ский идол. Это дере­вян­ная скульп­ту­ра, сде­лан­ная из лист­вен­ни­цы, кото­рую спе­ци­а­ли­сты отно­сят ко вре­ме­ни мезо­ли­та, то есть к VIII тыся­че­ле­тию до нашей эры. Пред­мет был най­ден на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, неда­ле­ко от Ека­те­рин­бур­га, в ходе рас­ко­пок на восточ­ном склоне Сред­не­го Ура­ла. Инте­рес­но, что туло­ви­ще идо­ла покры­то со всех сто­рон гео­мет­ри­че­ской орна­мен­таль­ной резь­бой, а на более широ­ких частях его выре­за­но что-то подоб­ное лицу (личине). Изу­чив изоб­ра­же­ния, уче­ные выде­ли­ли пер­со­на­жи, кото­рые свя­за­ны с небес­ным (верх­ним) и под­зем­ным (ниж­ним) мира­ми, види­мо вопло­ща­ю­щи­ми мир живот­ных и мир рас­те­ний, жен­ское и муж­ское нача­ло.
Посте­пен­но, с раз­ви­ти­ем чело­ве­че­ства, резь­ба по дере­ву утра­ти­ла свой мисти­че­ский и обря­до­вый смысл и ста­ла спо­со­бом деко­ра­тив­но­го укра­ше­ния пред­ме­тов быта. Появ­ля­лись новые при­е­мы в резь­бе, тех­ни­ка ее обо­га­ща­лась исполь­зо­ва­ни­ем новых инстру­мен­тов.

Начи­ная с XVI века, ста­ли созда­вать­ся круп­ные мастер­ские рез­ных дел и арте­ли. Резь­ба по дере­ву ста­ла повсе­мест­ным народ­ным про­мыс­лом обще­го­су­дар­ствен­но­го мас­шта­ба. Искус­ные народ­ные масте­ра-рез­чи­ки укра­ша­ли само­быт­ной резь­бой цар­ские двор­цы, собо­ры и хра­мы, дома и усадь­бы бога­тых и знат­ных людей.

Жизнь людей на Руси была нераз­рыв­но свя­за­на с дере­вом. Масте­ра исполь­зо­ва­ли не толь­ко саму дре­ве­си­ну, но так­же и бере­сту, тон­кие кор­ни сос­ны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти мате­ри­а­лы исполь­зо­ва­лись в раз­лич­ных видах худо­же­ствен­ной обра­бот­ки дере­ва. Напри­мер, капо-корень, кото­рый пред­став­лял из себя наро­сты на ство­ле и кор­нях бере­зы, имел непра­виль­ное стро­е­ние, затей­ли­вое спле­те­ние воло­кон и очень высо­кую плот­ность. Эти свой­ства дела­ют кап или капо-корень, похо­жим на карель­скую бере­зу, из кото­рой изго­тав­ли­ва­ли изящ­ные деко­ра­тив­ные пред­ме­ты: изыс­кан­ную мебель, таба­кер­ки, лар­цы. Народ­ные рез­чи­ки дела­ли из капо-кор­ня, не под­да­ю­ще­го­ся вла­ге, отлич­ную посу­ду.

Испо­кон веков в Рос­сии все тра­ди­ци­он­ные пред­ме­ты быта, сде­лан­ные из дере­ва име­ли выра­зи­тель­ную деко­ра­тив­ную фор­му и оформ­ля­лись бога­тым рез­ным орна­мен­том или худо­же­ствен­ной рос­пи­сью. В рез­ном укра­ше­нии пря­лок, ков­шей, вере­тен, соло­ниц, шве­ек, валь­ков, блюд и ложек име­ли свое отра­же­ние наблю­де­ния людей за окру­жа­ю­щей их живой при­ро­дой.

 

Домовая резьба

ажурная прорезная домовая

 

Огром­ное зна­че­ние на Руси при­да­ва­ли укра­ше­нию резь­бой архи­тек­тур­ных соору­же­ний из дере­ва. В XIX веке воз­ник­ло целое направ­ле­ние в рез­ном народ­ном твор­че­стве – домо­вая резь­ба. Кре­стьян­ские дома, укра­шен­ные ажур­ной про­рез­ной резь­бой с кра­си­вым конь­ком на кры­ше, напо­ми­на­ли ска­зоч­ные терем­ки. Совер­шен­ство рез­ных орна­мен­тов и обра­зов вос­хи­ща­ет даже иску­шен­но­го цени­те­ля. Рит­мич­ные рас­ти­тель­ные узо­ры, гео­мет­ри­че­ское кру­же­во, изящ­ные завит­ки, замыс­ло­ва­тые розет­ки, фигур­ки львов, руса­лок-бере­гинь, вол­шеб­ных птиц и зве­рей – все это ста­ви­ло рез­ной декор рус­ской избы в один рад с шедев­ра­ми миро­вой архи­тек­ту­ры.

В домо­вой резь­бе при­ме­ня­лась более слож­ная тех­ни­ка, чем в оформ­ле­нии про­стых быто­вых пред­ме­тов. На сме­ну трех­гран­но­вы­ем­ча­той, кон­тур­ной и гео­мет­ри­че­ской резь­бе при­шли глу­хая рельеф­ная, про­рез­ная и скульп­тур­ная. Глу­хая резь­ба с харак­тер­ным сплош­ным фоном, при­ме­ня­лась для укра­ше­ния фрон­то­нов домов, налич­ни­ков, тор­це­вых досок, помо­гая сохра­нить дре­ве­си­ну от гни­е­ния. Про­рез­ная или ажур­ная резь­ба, кото­рая очень похо­жа на кру­же­во, исполь­зо­ва­лась для оформ­ле­ния вхо­дов над две­ря­ми, налич­ни­ков, кар­ни­за крыль­ца, при­че­лин, поло­те­нец, перил лест­ниц. Ажур­ная или про­пиль­ная резь­ба явля­лась визит­ной кар­точ­кой масте­ров рус­ско­го Севе­ра: Вла­ди­мир­ской, Яро­слав­ской, Костром­ской обла­стей, а так­же Ура­ла, Повол­жья и Сиби­ри.

Читай­те так­же:

c-a.d-cd.net 94ef8a4s-960

Про­пиль­ная резь­ба

Резьба по дереву – сложный, но окупающий себя результатами процесс

Резь­ба в сти­ле барок­ко

42d97dca226b0e940d34164e925fb1f6

Восточ­ная резь­ба

otdelka-russkix-domov-rezboy

Домо­вая резь­ба

 

 

Скульптурная резьба

 

скульптура глухаря вырезанная из бревна

Объ­ем­ная или скульп­тур­ная резь­ба в укра­ше­нии архи­тек­тур­ных соору­же­ний про­яв­ля­лась в созда­нии объ­ем­ных изоб­ра­же­ний птиц и зве­рей на греб­нях крыш, на кистях при­че­лин и укра­ше­нии дере­вян­ны­ми фигур­ка­ми ограж­де­ний вокруг домов.

В нашей стране име­ло свое раз­ви­тие не толь­ко рез­ное искус­ство круп­ных и сред­них форм, но так­же созда­ва­лась и раз­ви­ва­лась резь­ба малых форм, напри­мер рез­ная дере­вян­ная игруш­ка и скульп­ту­ра.

 

Богородская резная игрушка

богородская игрушка резная

Неда­ле­ко от Сер­ги­е­ва Поса­да на живо­пис­ном хол­ме над рекой Куньей сто­ит село Бого­род­ское. Имен­но в этом селе в XVXVI веках заро­дил­ся народ­ный про­мы­сел рез­ной дере­вян­ной игруш­ки. Село Бого­род­ское впо­след­ствии ста­ло одним из цен­тров народ­но­го твор­че­ства. В XX веке масте­ра рез­ной игруш­ки и скульп­ту­ры объ­еди­ни­лись в артель, а поз­же артель была пре­об­ра­зо­ва­на в фаб­ри­ку. Харак­тер­ной осо­бен­но­стью бого­род­ской резь­бы было созда­ние из мяг­ких пород дере­ва: оси­ны, липы, оль­хи, забав­ных объ­ем­ных дви­жу­щих­ся игру­шек. Сюже­ты, отра­жен­ные в рез­ных игруш­ках, самые раз­но­об­раз­ные: сту­ча­щие молот­ка­ми мужик и мед­ведь, кую­щие куз­не­цы, куроч­ки, клю­ю­щие зер­но, мыши, кото­рые устро­и­ли похо­ро­ны хит­ро­му коту. Бога­тые кол­лек­ции бого­род­ской игруш­ки нахо­дят­ся во мно­гих музе­ях нашей стра­ны и экс­по­ни­ру­ют­ся за рубе­жом.

 

Абрамцево-кудринская резьба

 

абрамцево-кудринская резьба

Еще одно само­быт­ное направ­ле­ние в резь­бе по дере­ву на Руси – абрам­це­во-куд­рин­ская резь­ба. Этот народ­ный худо­же­ствен­ный про­мы­сел сфор­ми­ро­вал­ся неда­ле­ко от усадь­бы Абрам­це­во под Моск­вой в кон­це XIX века. Осо­бен­но­стью абрам­це­во-куд­рин­ско­го сти­ля резь­бы было гар­мо­нич­ное соче­та­ние гео­мет­ри­че­ской резь­бы с плос­ко­ре­льеф­ной, а так­же осо­бый при­ем рас­ти­тель­ной орна­мен­таль­ной резь­бы. Масте­ра­ми усадь­бы Абрам­це­во оформ­ля­лись затей­ли­вым рез­ным рисун­ком пред­ме­ты кре­стьян­ско­го быта: блю­да и вазы, солон­ки и ков­ши, боча­та и хлеб­ни­цы, шка­тул­ки и лар­цы. В сво­их рабо­тах куд­рин­ские рез­чи­ки про­дви­га­лись от удач­но­го соеди­не­ния отдель­ных дета­лей, в виде раз­но­об­раз­ных розе­ток, вето­чек, завит­ков, к целым орна­мен­таль­ным ком­по­зи­ци­ям.

С раз­ви­ти­ем искус­ства резь­бы, в укра­ше­нии пред­ме­тов народ­но­го быта все чаще появ­ля­ют­ся сюже­ты кре­стьян­ской жиз­ни: тан­цы и хоро­во­ды, чае­пи­тия, празд­нич­ные засто­лья, сва­деб­ные обря­ды. Таки­ми сюже­та­ми часто оформ­ля­ли прял­ки яро­слав­ские и гря­зо­вец­кие масте­ра рез­но­го дела. Очень часто в рус­ской тра­ди­ции ору­дия тру­да жен­щин: валь­ки, прял­ки, вере­те­на, рубе­ли, коклюш­ки укра­ша­ли гео­мет­ри­че­ским узо­ром, выпол­нен­ным трех­гран­но­вы­ем­ча­той резь­бой. Такой спо­соб резь­бы по дере­ву счи­та­ет­ся одним из самых древ­них.

 

Пряничные доски

1

Инте­рес­ным направ­ле­ни­ем в резь­бе по дере­ву было изго­тов­ле­ние пря­нич­ных досок. Рус­ские рез­чи­ки вло­жи­ли мно­го выдум­ки, худо­же­ствен­но­го вку­са, мастер­ства, теп­ло­ты души в оформ­ле­ние дан­ных пред­ме­тов. Пря­нич­ные дос­ки удив­ля­ют раз­но­об­ра­зи­ем форм и укра­ше­ния. Они мог­ли быть огром­ных раз­ме­ров и совсем малень­кие, с над­пи­ся­ми и узо­ра­ми, с реаль­ны­ми, взя­ты­ми из жиз­ни обра­за­ми и оформ­лен­ны­ми ска­зоч­ным сюже­том.

Бога­то укра­ша­лась резь­бой и раз­но­об­раз­ная дере­вян­ная посу­да. Свое мастер­ство, без­гра­нич­ную фан­та­зию и талант масте­ра рез­но­го дела про­яв­ля­ли в рез­ных ков­шах для меда и пива, стоп­ка­рях, блю­дах, ендо­вах, чер­па­ках, соло­ни­цах и жба­нах.

Раз­ви­тие тор­гов­ли меж­ду стра­на­ми суще­ствен­но рас­ши­ри­ло кру­го­зор масте­ров резь­бы и ока­за­ло обо­га­ща­ю­щее вли­я­ние на дан­ный вид при­клад­но­го искус­ства. В рус­ских зем­лях рез­ное мастер­ство или узо­ро­чье раз­ви­ва­лось не толь­ко в народ­ных тра­ди­ци­ях, но и заим­ство­ва­ло при­е­мы и сек­ре­ты в дру­гих куль­ту­рах. Напри­мер, в глу­бо­кой древ­но­сти бога­тый рас­ти­тель­ный узор поза­им­ство­ва­ли из визан­тий­ско­го сти­ля резь­бы. В XVI веке на раз­ви­тие рез­но­го дела в Рос­сии повли­я­ли при­е­мы и тра­ди­ци­он­ный орна­мент в виде вино­град­ной лозы, свой­ствен­ные ита­льян­ским масте­рам. Так­же рез­чи­ки пере­ни­ма­ли эле­мен­ты готи­че­ской немец­кой резь­бы по дере­ву.

 

Классика

 

barokko-rezba

Появив­ши­е­ся в архи­тек­ту­ре новые направ­ле­ния: ампир, роко­ко, барок­ко, клас­си­цизм, вик­то­ри­ан­ский стиль, модерн, нашли свое отра­же­ние в изде­ли­ях рез­чи­ков по дере­ву, порой спле­та­ясь и пере­хо­дя один в дру­гой. Сораз­мер­ность и гар­мо­нич­ность клас­си­че­ско­го сти­ля может сосед­ство­вать с воин­ствен­ным роман­тиз­мом ампи­ра, бога­тей­ший изыс­кан­ный орна­мент барок­ко соче­та­ет­ся с изыс­кан­ной жен­ствен­но­стью роко­ко, плав­ные реа­ли­стич­ные линии модер­на допол­ня­ют мас­сив­ные вик­то­ри­ан­ские фор­мы.

 

Современное состояние

Шкатулка с дубовыми листьями выполненная в технике татьянка

Исто­рия раз­ви­тия резь­бы по дере­ву на этом не закон­чи­лась. В насто­я­щее вре­мя про­ис­хо­дит воз­рож­де­ние древ­не­го искус­ства, появ­ля­ют­ся новые направ­ле­ния и целые шко­лы деко­ра­тив­но­го рез­но­го твор­че­ства. Напри­мер, резь­ба «Татьян­ка» – совре­мен­ный вид резь­бы, кото­рый был раз­ра­бо­тан нашим сооте­че­ствен­ни­ком в кон­це XX века. Назва­ние свое это направ­ле­ние полу­чи­ло в честь супру­ги масте­ра-авто­ра. Ее осо­бен­ность – насы­щен­ность орна­мен­та рас­ти­тель­ны­ми эле­мен­та­ми и отно­си­тель­ная про­сто­та, кото­рая поз­во­ля­ет овла­деть этим искус­ством и взрос­ло­му и ребен­ку.
Осно­вы­ва­ясь на бога­тей­ших тра­ди­ци­ях, резь­ба по дере­ву в нашей стане при­об­ре­та­ет себе новых почи­та­те­лей и ста­но­вит­ся необы­чай­но попу­ляр­ным видом худо­же­ствен­но­го твор­че­ства.

В завер­ше­нии ста­тьи — видео с крат­ким рас­ска­зом об исто­рии резь­бы.