логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Иконные доски

икона написанная на доске

Осно­вой для созда­ния рельеф­ной ико­ны или ее напи­са­ния, слу­жат тра­ди­ци­он­ные дере­вян­ные заго­тов­ки, кото­рые име­ют осо­бую кон­струк­цию — их назы­ва­ют икон­ной дос­кой. Икон­ные дос­ки тра­ди­ци­он­но выде­лы­ва­ли из липы, оль­хи, кипа­ри­са, кед­ра, дуба, но по исте­че­нию вре­ме­ни ста­ли отда­вать пред­по­чте­ние дос­кам из пер­вых трех парод дре­ве­си­ны, а позд­нее к ним доба­ви­лись бук и клен. Дуб был слиш­ком тяже­лым мате­ри­а­лом, и из него почти пере­ста­ли созда­вать икон­ные дос­ки, это созда­ва­ло боль­шие труд­но­сти при рабо­те.

Изго­тов­лен­ные икон­ные дос­ки име­ют раз­лич­ную фор­му и раз­мер. Они пред­на­зна­ча­ют­ся для созда­ния раз­но­го вида икон. Для изоб­ра­же­ния свя­то­го в пол­ный рост исполь­зу­ют росто­вую ароч­ную дос­ку, так как она име­ет вытя­ну­тую фор­му, а верх­няя ее часть скруг­ле­на.

Fx5vFiUG-uI

 

Древ­ние ико­но­пис­цы име­ли свои назва­ния для меры досок. Дос­ки было при­ня­то раз­ли­чать на: пяти­ли­сто­вые, или пяд­ни­цы, а так­же шести­ли­сто­вые и вось­ми­ли­сто­вые. Мне­ния совре­мен­ных масте­ров раз­ли­ча­ют­ся на счет этих назва­ний. Одни счи­та­ют, что назва­ние зави­се­ло от накла­ды­ва­е­мо­го коли­че­ства листов золо­та на лев­кас, в то вре­мя как дру­гие склон­ны к мне­нию, что пяти­ли­сто­вые име­ли дли­ну в 5 верш­ков, а шести­ли­сто­вые соот­вет­ствен­но в 6 верш­ков. Мера, кото­рая исполь­зу­ет­ся ныне, осно­ва­на на вычис­ле­нии шири­ны, тол­щи­ны и длин­ны в мил­ли­мет­рах.

Происхождение термина

Тер­мин « дос­ка для ико­ны» или «икон­ная дос­ка» име­ет в сво­ем соста­ве два сло­ва: дос­ка (это пра­во­слав­ное сло­во *dъska поза­им­ство­ван­ное из гер­ман­ско­го язы­ка, а сло­во disc «блю­до, стол», оно обра­зо­ва­лось от латин­ско­го сло­ва discus «круг, стол») и ико­на (воз­ник­ло от древ­не­гре­че­ско­го eikon, что озна­ча­ет «образ, подо­бие»).

Так­же были спе­ци­аль­ные назва­ния для икон­ных досок, кото­рые зави­се­ли от того, какие раз­ме­ры они име­ют: дос­ки, име­ю­щие десять верш­ков в вер­ши­ну, назы­ва­ли – деся­те­рик, девять верш­ков – девя­те­рик и т.д.; неболь­шую ико­ну, име­ю­щую один–четыре верш­ка, назы­ва­ли – листо­уш­ка.

Связанные слова

К свя­зан­ным сло­вам мож­но отне­сти мно­го одно­ко­рен­ных слов, а еще тер­мин «дощан­ник». Этим сло­вом в древ­но­сти назы­ва­ли чело­ве­ка, кото­рый зани­мал­ся изго­тов­ле­ни­ем икон­ных досок. В мастер­ских, где созда­ва­ли ико­ны на Руси, издрев­ле суще­ство­вал «раз­де­лен­ный труд» — для выпол­не­ния каж­до­го из эта­пов созда­ния ико­ны был обу­чен отдель­ный чело­век. Такой про­цесс созда­ния ико­ны был зна­чи­тель­но лег­че, чем само­сто­я­тель­ный, в то же вре­мя это не дава­ло раз­ви­вать­ся худо­же­ству — так счи­тал И. Саха­ров, кото­рый иссле­до­вал в XIX в. ико­но­пис­ное дело в древ­ней Руси.

Особенности использования

При выбо­ре досок, ста­рые масте­ра ико­но­пи­си руко­вод­ство­ва­лись дву­мя кри­те­ри­я­ми: дере­во не долж­но было смо­лить, и на его поверх­но­сти не долж­но было быть суков и поро­ков. И в наше вре­мя эти кри­те­рии оста­ют­ся неиз­мен­ны­ми.

Ико­но­пис­цы не при­бе­га­ли к услу­гам сто­ля­ров вплоть до XVIII-XIX века. Они само­сто­я­тель­но выка­лы­ва­ли дос­ки из заго­тов­лен­но­го кус­ка дере­ва топо­ром. Дере­во счи­та­лось доволь­но хоро­шим, если оно коло­лось ров­ны­ми сло­я­ми. Из это­го масте­ра дела­ли вывод, что такая дос­ка не смо­жет трес­нуть, и не ста­нет коро­бить­ся. Но в любом слу­чае для предо­сто­рож­но­сти дос­ку сза­ди укреп­ля­ли дву­мя шпон­ка­ми, что поз­во­ля­ло сохра­нить гото­вую ико­ну от короб­ле­ния и рас­трес­ки­ва­ния.

Дере­во для икон­ной дос­ки обя­за­тель­но долж­но было про­ле­жать после сру­ба не мень­ше четы­рех-шести лет. Глав­ным, на что обра­ща­ли вни­ма­ние масте­ра, была проч­ность дере­ва — это было зало­гом дол­го­веч­но­сти дос­ки.

Изго­тов­лен­ные ико­ны могут про­да­вать­ся как обра­бо­тан­ные лев­ка­сом, так и необ­ра­бо­тан­ные им. Послед­ние под­хо­дят для созда­ния обра­за писан­но­го или рез­но­го, а пер­вые под­хо­дят толь­ко для ико­но­пи­си, так как лев­ка­са меша­ет созда­нию релье­фа.