логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Украшение резьбой иконостасов

иконостас в воронеже

Алтар­ная пере­го­род­ка от север­ной до южной сте­ны хра­ма, кото­рая состо­ит из несколь­ких рядов упо­ря­до­чен­ных икон в рос­кош­ных кио­тах и отде­ля­ет алтарь от осталь­но­го поме­ще­ния, назы­ва­ет­ся ико­но­ста­сом. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции суще­ству­ет обы­чай бога­то укра­шать ико­но­стас резь­бой. Рельеф­ные укра­ше­ния ведут свое нача­ло еще от ран­не­го хри­сти­ан­ско­го пери­о­да, когда уже суще­ство­ва­ла рез­ная дере­вян­ная огра­да в хра­ме Тира, кото­рая не поз­во­ля­ла наро­ду под­хо­дить к пре­сто­лу. Об этом упо­ми­на­ет Евсе­вий Кеса­рий­ский (263–340) в «Цер­ков­ной исто­рии».

Наряд­но оформ­ля­лись алтар­ные пере­го­род­ки в Визан­тий­ских хра­мах. Они мог­ли быть как дере­вян­ны­ми, так и камен­ны­ми и метал­ли­че­ски­ми. Так как убран­ство древ­них рус­ских собо­ров и хра­мов изна­чаль­но повто­ря­ло визан­тий­ские тра­ди­ции, оформ­ле­ние ико­но­ста­са дела­ли ана­ло­гич­но. С тече­ни­ем вре­ме­ни раз­ви­вал­ся и рез­ной дизайн алтар­ной пре­гра­ды. В свое вре­мя пат­ри­арх Никон зака­зы­вал изго­тов­ле­ние рез­ных деко­ра­тив­ных укра­ше­ний бело­рус­ским и укра­ин­ским масте­рам-рез­чи­кам, кото­рые научи­ли рус­ских масте­ров ново­му виду резь­бы. Он заро­дил­ся во Фланд­рии и Гол­лан­дии и назы­вал­ся флем­ский (фла­манд­ский). Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность такой резь­бы, — вир­ту­оз­но выпол­нен­ная, объ­ем­ная, ажур­ная резь­ба в сти­ле барок­ко. В изоб­ра­же­ни­ях исполь­зо­ва­лись рас­ти­тель­ные моти­вы, лен­ты, пыш­ные розет­ки и преж­де все­го, как сим­вол это­го сти­ля, изящ­ная вино­град­ная лоза. Тра­ди­ци­он­ные рус­ские стол­би­ки и тяб­ла сме­ни­ли колон­ны с резь­бой, изоб­ра­жа­ю­щей рас­ти­тель­ный орна­мент, вино­град­ные листья и стеб­ли.

В Пет­ров­скую эпо­ху искус­ство созда­ния цер­ков­но­го ико­но­ста­са пре­тер­пе­ло ради­каль­ные изме­не­ния, кото­рые были про­дик­то­ва­ны актив­ным усво­е­ни­ем рос­сий­ски­ми масте­ра­ми запад­но­ев­ро­пей­ских вея­ний в деко­ра­тив­ном искус­стве. Яркий при­мер, — оформ­ле­ние ико­но­ста­са Пет­ро­пав­лов­ско­го собо­ра в Петер­бур­ге в виде три­ум­фаль­ной арки. Этот ико­но­стас был искус­но выпол­нен талант­ли­вы­ми масте­ра­ми под руко­вод­ством Ива­на Пет­ро­ви­ча Заруд­но­го, рус­ско­го скуль­пто­ра, живо­пис­ца и рез­чи­ка. Неболь­шое чис­ло икон в ико­но­ста­се Пет­ро­пав­лов­ско­го собо­ра было обрам­ле­но пыш­ным рез­ным узо­ро­чьем, кото­рое силь­но отли­ча­лось от пред­ше­ству­ю­щей ему «флем­ской» резь­бы. С того вре­ме­ни ико­но­стас пре­вра­тил­ся в про­из­ве­де­ние архи­тек­тур­но­го искус­ства.

Посте­пен­но, вме­сте со сме­ной исто­ри­че­ских эпох, меня­лось и оформ­ле­ние ико­но­ста­са. На сме­ну бароч­но­му сти­лю сино­даль­но­го пери­о­да при­шел клас­си­цизм, затем пери­од эклек­ти­ки и псев­до­рус­ский стиль, а так­же модерн и вли­я­ние като­ли­циз­ма и про­те­стан­тиз­ма в дизайне ико­но­ста­сов.
На сего­дняш­ний момент наблю­да­ет­ся отсут­ствие еди­но­го сти­ли­сти­че­ско­го направ­ле­ния в оформ­ле­нии ико­но­ста­сов. Одна­ко, в каком бы сти­ле не было бы заду­ма­но испол­не­ние алтар­ной пре­гра­ды, все­гда най­дет­ся место для укра­ше­ния ее наряд­ной, изыс­кан­ной и милой серд­цу рус­ско­го чело­ве­ка, резь­бой.