логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Православная резьба

резной крест на вершине киота

Основ­ным мате­ри­а­лом для укра­ше­ния хра­мов и церк­вей в Рос­сии было дере­во. Резь­ба в оформ­ле­нии рели­ги­оз­ных соору­же­ний раз­де­ля­ет­ся на сюжет­ную и деко­ра­тив­ную (орна­мен­таль­ную). До наше­го вре­ме­ни сохра­ни­лось мно­же­ство памят­ни­ков древ­не­рус­ской сюжет­ной резь­бы – это кре­сты и пана­гии с изоб­ра­же­ни­ем Рас­пя­тия, Бого­ма­те­ри и отдель­ных свя­тых, а так­же неболь­шие рез­ные ико­ны.

Сюжет­ная резь­ба появ­ля­лась по вдох­но­ве­нию ико­но­пис­цев. Мастер, выре­зая фигур­ки двух­сан­ти­мет­ро­вой высо­ты, мог искус­но пере­дать их дви­же­ния, запол­нить фон дере­вья­ми, дома­ми, рас­по­ло­жить ком­по­зи­ции на несколь­ких пла­нах, да еще, сде­лать чет­кую над­пись бук­ва­ми в 2–3 мм. Пожа­луй, толь­ко рез­чи­ки из Китая, уме­ю­щие выпол­нять тон­чай­шую пау­тин­ную рабо­ту в резь­бе, могут срав­нить­ся по тех­ни­ке испол­не­ния с масте­ра­ми Древ­ней Руси. Были в нашем оте­че­стве и круп­ные памят­ни­ки сюжет­ной резь­бы. Напри­мер, ико­но­стас с рез­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми рас­пя­тия, свя­тых, анге­лов и мифи­че­ских зве­рей.

Пра­во­слав­ная резь­ба по дере­ву орна­мен­таль­ная при­ме­ня­лась в основ­ном в цер­ков­ной архи­тек­ту­ре. Наи­бо­лее мону­мен­таль­ны­ми памят­ни­ка­ми этой резь­бы мож­но счи­тать цар­ские вра­та для алта­рей. В их созда­нии масте­ра демон­стри­ро­ва­ли свое уме­ние раз­вер­нуть орна­мент на плос­ко­сти и гар­мо­нич­но впи­сать его в общее про­стран­ство. В пра­во­слав­ном орна­мен­те пре­об­ла­да­ли рас­ти­тель­ные моти­вы: стеб­ли, тра­вы, «репьи» то есть цве­ты. Ино­гда рас­ти­тель­ный сюжет раз­бав­ля­ли фигур­ки птиц: попу­гаи, орлы, сири­ны и раз­ные мифи­че­ские суще­ства.
В XVII веке в орна­мен­таль­ной пра­во­слав­ной резь­бе появ­ля­ют­ся рез­ные капи­те­ли и кар­ни­зы, кото­рые явля­ют­ся запад­но-евро­пей­ски­ми фор­ма­ми архи­тек­ту­ры.

Еще совсем недав­но поня­тия «совре­мен­ное пра­во­слав­ное искус­ство» не суще­ство­ва­ло. Одна­ко, в насто­я­щее вре­мя про­ис­хо­дит вос­ста­нов­ле­ние рус­ских тра­ди­ций в оформ­ле­нии резь­бой церк­вей и собо­ров. Резь­ба по дере­ву в виде хра­мо­вых кре­стов, цер­ков­ных обра­зов, кио­тов, пре­сто­лов, худо­же­ствен­ное рез­ное оформ­ле­ние ико­но­ста­сов, цер­ков­ных ска­мей – вот непол­ный пере­чень работ пра­во­слав­ных масте­ров.
Одна­ко самым глав­ным для совре­мен­ных масте­ров явля­ет­ся не про­фес­си­о­на­лизм, про­яв­лен­ный в рабо­те и ее кра­со­та, а глу­бо­кое духов­ное содер­жа­ние, столь харак­тер­ное для пра­во­слав­ных свя­тынь.