логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Интересные факты о разных деревьях

Деревья - растения многолетние

На про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий лес зача­ро­вы­вал вни­ма­ние чело­ве­че­ства сво­им непод­дель­ным вели­чи­ем, таин­ствен­но­стью и неиз­ве­дан­но­стью. Погод­ные явле­ния все­гда лишь добав­ля­ли интри­ги общей кар­ти­ны леса – вспом­ни­те вид рощи, оку­тан­ной густым тума­ном или аро­мат осен­ней лист­вы после про­лив­но­го дождя. Каж­дый хоть раз в жиз­ни наблю­дал, как над лесом небо вне­зап­но затя­ги­ва­ет­ся туча­ми, а потом начи­на­ет­ся про­лив­ной дождь. Несо­мнен­но, имен­но под воз­дей­стви­ем всех этих при­род­ных вли­я­ний люди и ста­ли сла­гать про лес мас­су легенд и пове­рий, при­пи­сы­вая живой при­ро­де сверхъ­есте­ствен­ные силы. О покло­не­ни­ях дре­ве­сам языч­ни­ка­ми и про молит­вы к рощам гово­рит­ся еще в памят­ни­ках древ­ней лите­ра­ту­ры, дати­ру­е­мой 11 веком. Похо­жие упо­ми­на­ния встре­ча­лись вплоть до 17 века нашей эры.

Хро­ни­сты неод­но­крат­но упо­ми­на­ют о том, что сла­вяне покло­ня­лись целым рощам, счи­тая из свя­щен­ны­ми места­ми. Исто­ри­ки схо­дят­ся во мне­нии, что эти самые свя­тые рощи были отде­лен от дру­гих участ­ков рас­ти­тель­но­сти плот­ным забо­ром. Имен­но в этих исто­ри­че­ских местах зача­стую пере­пле­та­лось почи­та­ние при­ро­ды и про­слав­ле­ние хри­сти­ан­ско­го куль­та. Чаще все­го в сре­дине свя­щен­ной рощи рас­по­ла­га­лось какое-либо дере­во, крест или даже часов­ня. Эти места были запо­вед­ны­ми для наших пред­ков, то есть в них было кате­го­ри­че­ски запре­ще­но зани­мать­ся выруб­кой дере­вьев, а так­же соби­ра­тель­ством хво­ро­ста. В пред­две­рье пре­столь­ных празд­ни­ков на тер­ри­то­ри­ях свя­щен­ных рощ орга­ни­зо­вы­ва­лись крест­ные ходы.

В дав­ние вре­ме­на свя­щен­ны­ми счи­та­ли не все дере­вья, а толь­ко те, кото­рым явно было очень мно­го лет, и кото­рые про­из­рас­та­ли вда­ли от дру­гих дере­вьев. Кро­ме это­го осо­бым почте­ни­ем поль­зо­ва­лись дере­вья, кото­рые рос­ли под­ле свя­щен­ных источ­ни­ков. Сот­ни и тыся­чи людей отправ­ля­лись к таким дере­вьям дабы изба­вить­ся от пор­чи и сгла­за, а так­же изле­чить­ся от серьез­ных болез­ней. Эти люди при­хо­ди­ли не с пусты­ми рука­ми – каж­дый ста­рал­ся пре­под­не­сти свя­щен­но­му дере­ву тот или иной дар. Они выве­ши­ва­ли на вет­ви дере­вьев кра­си­вые поло­тен­ца, одеж­ду и чита­ли молит­вы. Дуп­ла и рас­ще­ли­ны таких дере­вьев при­вле­ка­ли осо­бое вни­ма­ние боль­ных людей, так как в те вре­ме­на было рас­про­стра­не­но пове­рье, что если про­лезть через такую рас­ще­ли­ну или дуп­ло, то недуг обя­за­тель­но оста­вит боль­но­го чело­ве­ка.

Отдельно растущее дерево

Сто­ит отме­тить, что древ­ние сла­вяне спу­стя неко­то­рое вре­мя ста­ли актив­но объ­еди­нять хри­сти­ан­ские хра­мы и дере­во в каче­стве свя­щен­ных мест, в кото­рых они актив­но про­во­ди­ли обря­ды и слу­же­ния. Под­твер­жде­ни­ем это­му мож­но счи­тать древ­нюю лите­ра­ту­ру, в кото­рой мож­но отыс­кать мас­су упо­ми­на­ний о том, что пер­вые хра­мы было при­ня­то стро­ить исклю­чи­тель­но вбли­зи ста­рых свя­щен­ных дере­вьев. Поз­же на месте гибе­ли таких рас­те­ний ста­ли воз­во­дить церк­ви, одна­ко в этом про­сле­жи­ва­ет­ся опре­де­лен­ная логи­ка и есть явное дока­за­тель­ство того, что одно вре­мя люди с оди­на­ко­вым почте­ни­ем отно­си­лись не толь­ко к хра­мам, но и при­ро­де в целом. Извест­но, что под­ле свя­щен­ных дере­вьев было при­ня­то про­во­дит все­воз­мож­ные обря­ды. Напри­мер, южные сла­вяне про­во­ди­ли воз­ле таких дере­вьев обряд вен­ча­ния моло­дых пар, либо пред­ва­ря­ли тако­вым обря­дом про­цесс вен­ча­ния. Сер­бы, бол­га­ры и маке­дон­цы так­же про­во­ди­ли мно­же­ство обря­дов воз­ле свя­щен­ных дере­вьев, чаще все­го в каче­стве тако­го дере­ва высту­пал дуб. Празд­ни­ки так­же про­хо­ди­ли вбли­зи свя­щен­ных дере­вьев. Даже на мас­ле­ни­цу сжи­га­ние чуче­ла было при­ня­то про­во­дить воз­ле свя­щен­ных дере­вьев.

Исто­ри­ки отме­ча­ют, что в сла­вян­ской мифо­ло­гии име­ет­ся нема­ло фольк­лор­ных тво­ре­ний, в кото­рых повест­ву­ет­ся о том, что образ дере­ва явля­ет­ся цен­тром все­го миро­зда­ния. Более того, это самое мифи­че­ское дере­во тес­но свя­за­но со все­ми тре­мя извест­ны­ми мира­ми, то есть нашим миром, под­зем­ным миром и небес­ным миром. Кро­ме это­го име­ют­ся упо­ми­на­ния о том, что наши пред­ки вери­ли, что дере­вья явля­ют­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду эти­ми мира­ми и что осе­нью змеи имен­но по дере­вьям поки­да­ют наш мир и отправ­ля­ют­ся в под­зе­мель­ный. Свя­щен­ные дере­вья в каче­стве свя­зу­ю­ще­го зве­на меж­ду мира­ми упо­ми­на­ет­ся и в запад­но­сла­вян­ской мифо­ло­гии. Суще­ству­ет нема­ло легенд и пове­рий, когда жен­щине после родов демо­ны под­ме­ни­ва­ли ребен­ка и тогда это­го дитя нуж­но было отне­сти под свя­щен­ное дере­во, после чего забрать соб­ствен­но­го ребен­ка.

Кро­ме это­го сохра­ни­лись упо­ми­на­ния о ста­рин­ном обы­чае, когда наши пред­ки отно­си­ли к свя­щен­ным дере­вьям или забра­сы­ва­ли на него вещи, от кото­рых они хоте­ли навсе­гда изба­вить­ся. Это были либо про­сто неугод­ные вещи, либо вещи умер­ших людей, а так­же ста­рые сва­деб­ные атри­бу­ты. Кро­ме это­го с таки­ми веща­ми про­ща­лись, отправ­ляя их вниз по тече­нию реки или попро­сту сжи­гая их. Если про­ана­ли­зи­ро­вать все сла­вян­ские пове­рья и обря­ды, упо­ми­на­ния о кото­рых дошли до наше­го вре­ме­ни, то мож­но сме­ло гово­рить о том, что дере­во пози­ци­о­ни­ро­ва­лось как свое­об­раз­ная мета­фо­ра и доро­га от наше­го мира к поту­сто­рон­не­му или загроб­но­му миру. Так­же сохра­ни­лись упо­ми­на­ния о пове­рьях, буд­то после смер­ти душа чело­ве­ка неми­ну­е­мо пере­хо­ди­ла в одно из дере­вьев.

Пасхальные украшения на дереве

Бело­ру­сы вери­ли, что скри­пят лишь те дере­вья, в кото­рых таит­ся не упо­ко­ен­ная душа умер­ше­го, про­ся­ще­го помо­лить­ся за упо­кой его души. Если про­хо­жий чело­век после молит­вы уснет под таким дере­вом, то во сне ему явит­ся чело­век, чья душа зато­че­на в этом дере­ве и пове­да­ет о том, что имен­но с ним про­изо­шло и поче­му его душа поко­ит­ся имен­но в этом дере­ве. Сер­бы счи­та­ли, что души умер­ших людей пере­хо­дят в дере­вья, про­из­рас­та­ю­щие на моги­лах усоп­ших. Имен­но поэто­му появи­лась при­ме­та, что недо­пу­сти­мо сры­вать пло­ды на клад­би­щен­ских дере­вьях, а так­же ломать их вет­ви. До наших вре­мен дошло нема­ло пове­рий о том, что в дере­вья зато­ча­лись неко­то­рые люди за свои про­ступ­ки перед богом. Чаще все­го подоб­ные пове­рья гово­ри­ли о людях, чья жизнь обо­рва­лась рань­ше отве­ден­но­го вре­ме­ни. Было при­ня­то пола­гать, что их душа стре­ми­лась про­дол­жать свою жизнь в любом дру­гом виде.

В мифо­ло­гии древ­них сла­вян име­ет­ся мас­са срав­не­ний дере­ва с чело­ве­ком, то есть срав­не­ние ство­ла дере­ва с чело­ве­че­ским туло­ви­щем, кор­не­вой систе­мы с нога­ми, вет­вей с рука­ми, а дре­вес­но­го сока с чело­ве­че­ской кро­вью. Кро­ме это­го было при­ня­то раз­де­лять дере­вья на «муж­ские» и жен­ские – напри­мер у бере­зы вет­ви все­гда рас­тут в сто­ро­ны, в то вре­мя как у бере­зу­на они направ­ле­ны стро­го вверх. До наше­го вре­ме­ни дошло пове­рье и о том, что наши пред­ки при рож­де­нии ребен­ка сажа­ли дере­во, кото­рое оли­це­тво­ря­ло и раз­ви­тие кро­хи, то есть если дере­во рос­ло здо­ро­вым, то мож­но было не сомне­вать­ся и в здо­ро­вье ребен­ка. Несмот­ря на это, рас­про­стра­нен­ным было мне­ние, что такие дере­вья могут исто­щать неокреп­ший орга­низм ребен­ка, при­во­дя его к преж­де­вре­мен­ной гибе­ли. Имен­но поэто­му ста­ро­сла­вян­ские наро­ды избе­га­ли высад­ки круп­ных дере­вьев под­ле сво­их домов.

Южные сла­вяне вери­ли, что недо­пу­сти­мо сажать воз­ле дома ореш­ник, так как когда его ствол достиг­нет уров­ня шеи чело­ве­ка, его поса­див­ше­го, то тот обя­за­тель­но скон­ча­ет­ся. Сто­ит отме­тить, что в мифо­ло­гии дере­во часто тес­но пере­се­ка­ет­ся с демо­но­ло­ги­ей. Раз­ные наро­ды пола­га­ли, что имен­но в дере­вьях про­жи­ва­ют раз­ные демо­ны и дру­гие мифо­ло­ги­че­ские суще­ства, спо­соб­ные навре­дить чело­ве­ку. Под­твер­жде­ни­ем тому слу­жат мно­гие пове­рья, напри­мер, что черт живет в кор­нях бузи­ны, а русал­ки выби­ра­ют для жилья вет­ви бере­зы. Что каса­тель­но демо­нов, то в сла­вян­ской мифо­ло­гии неод­но­крат­но упо­ми­на­ет­ся, что их излюб­лен­ным местом оби­та­ния были кустар­ни­ки.

Немного о ясене

Ясень - цвет, фото, текстура, свойства, применения

Издав­на наши пред­ки пола­га­ли, что ясень дает воз­мож­ность каж­до­му чело­ве­ку опре­де­лить­ся со все­ми сво­и­ми целя­ми в жиз­ни. Кро­ме это­го наши пред­ки пози­ци­о­ни­ро­ва­ли дан­ную поро­ду дере­вьев как свое­об­раз­ный про­вод­ник меж­ду нашим миром и миром богов. Даже в наше вре­мя гадал­ки при­ме­ня­ют дре­ве­си­ну этой поро­ды дере­вьев для гада­ний. Скан­ди­на­вы вери­ли, что ору­жие, изго­тов­лен­ное из это­го дере­ва, име­ло вол­шеб­ную силу и дава­ло его вла­дель­цу неоспо­ри­мое пра­во на лидер­ство. Евро­пей­ские наро­ды были склон­ны к мне­нию, что дре­ве­си­на ясе­ня была наде­ле­на осо­бой маги­че­ской силой, спо­соб­ной отго­нять нечи­стую силу и демо­нов, а так­же ока­зы­вать поло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на чело­ве­ка, кото­рый вды­хал дым от кост­ра, в кото­рый был разо­жжен ясе­не­вы­ми дро­ва­ми.

Яблоня как олицетворение бесконечного существования

Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется

Евро­пей­ская мифо­ло­гия неод­но­крат­но дела­ла акцент на таком дере­ве как ябло­ня, пози­ци­о­ни­руя его как оли­це­тво­ре­ние веч­ной жиз­ни. Сто­ит отме­тить, что упо­ми­на­ния о пло­дах это­го дере­ва име­ет­ся огром­ное коли­че­ство упо­ми­на­ний в раз­ных наро­дах. Напри­мер, в Гре­ции име­ет­ся нема­ло исто­рий про золо­тые ябло­ки, а сла­вяне сло­жи­ли нема­ло ска­за­ний про моло­диль­ные ябло­ки. Неко­то­рые мифы вос­пе­ва­ют это дере­во как покро­ви­те­ля всех жен­щин. Наши пред­ки вери­ли в то, что девуш­ке доста­точ­но было заснуть под ябло­ней, что­бы уви­деть сво­е­го буду­ще­го мужа и испы­тать эро­ти­че­ские ощу­ще­ния.

В насто­я­щее вре­мя из ябло­ни изго­тав­ли­ва­ют нема­ло аму­ле­тов и дру­гих укра­ше­ний, кото­рые поло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на здо­ро­вье. Сто­ит отме­тить, что они ока­зы­ва­ют вли­я­ние на регу­ля­цию про­цес­са обме­на веществ, а так­же сти­му­ли­ру­ют вод­ный обмен орга­низ­ма. Кро­ме это­го было дока­за­но, что дре­ве­си­на ябло­ни ока­зы­ва­ет бла­го­твор­ное вли­я­ние на пси­хи­ку чело­ве­ка, избав­ляя его от вол­не­ний и стрес­сов.

Несколько слов о бузине

Бузина - это полезное лекарственное растение и прекрасная древесина

Мно­гие наро­ды в сво­ей мифо­ло­гии вос­пе­ва­ли бузи­ну как опас­ное дере­во, кото­рое не при­но­сит сча­стья. Имен­но поэто­му наши пред­ки ста­ра­лись вся­че­ски избе­гать упо­треб­ле­ния это­го рас­те­ния и его пло­дов в сво­ей дея­тель­но­сти, одна­ко в магии это дере­во при­ме­ня­лось доволь­но широ­ко. Если обра­тить вни­ма­ние на древ­ние пове­рья, то в них гово­рит­ся, что бузи­на суще­ству­ет с пер­вых дней зарож­де­ния жиз­ни на нашей пла­не­те, что спо­соб­ство­ва­ло впи­ты­ва­нию этим рас­те­ни­ем мас­сы нега­тив­ной энер­гии. Наши пред­ки вери­ли, что под бузи­ной все­гда живет какое-то нечи­стое созда­ние, то есть черт или бес.

Поль­ское пре­да­ние гла­сит о том, что пер­вый демон на зем­ле выбрал в каче­стве сво­е­го при­ста­ни­ща глу­бо­кий овраг, а над ним он густо наса­дил бузи­ны, кото­рая обе­ре­га­ла его. Укра­ин­цы вери­ли, что это рас­те­ние все­гда садит толь­ко черт, и поэто­му они нико­гда не выка­пы­ва­ли ее с кор­ня­ми, так как это мог­ло потре­во­жить чер­та. На запад­ной Укра­ине вери­ли, что в бузине жили злые лес­ные духи. Сер­бы пози­ци­о­ни­ро­ва­ли бузи­ну как место про­жи­ва­ния вил. Кро­ме это­го в неко­то­рых пове­рьях гово­рит­ся о том, что бузи­на явля­ет­ся неким оби­та­ли­щем доб­рых духов, кото­рые при­но­сят хозя­е­вам дома доб­ро и помо­га­ют им с хозяй­ством.

Бузи­ну во все вре­ме­на было запре­ще­но выкор­че­вы­вать с кор­ня­ми, так как люди вери­ли, что это может убить чело­ве­ка, кото­рый отва­жит­ся на такое дей­ство. Кро­ме это­го было рас­про­стра­нен­ным пове­рье о паде­же ско­та при выры­ва­нии бузи­ны с кор­нем. Если была ост­рая необ­хо­ди­мость изба­вить­ся от куста бузи­ны, то для этих целей обыч­но нани­ма­ли иска­ле­чен­ных людей или умствен­но отста­лых. Наши пред­ки вери­ли, что на месте про­из­рас­та­ния бузи­ны боль­ше ниче­го нико­гда не рос­ло. Укра­ин­цы не дела­ли из бузи­ны игру­шек для детей, так как соглас­но при­ме­те от это­го у них мог­ла начать болеть голо­ва. Запад­ные сла­вяне вери­ли, что нель­зя спать под бузи­ной, нести ее в дом или же сжи­гать ее. Это рас­те­ние не при­ме­ня­ли даже для рас­топ­ки печи, так как было мне­ние, что это может вызвать появ­ле­ние блох и кло­пов в доме.

Укра­ин­цы и поля­ки счи­та­ли бузи­ну про­кля­тым дере­вом, так как она зача­стую исполь­зо­ва­лась в маги­че­ских целях. До наше­го вре­ме­ни сохра­ни­лось нема­ло исто­рий о том, как люди не мог­ли най­ти доро­гу к соб­ствен­но­му дому, часа­ми блуж­дая вокруг одно­го куста бузи­ны. На тер­ри­то­рии Укра­и­ны люди обра­ща­лись к бузине с про­ще­ни­я­ми о дости­же­нии успе­ха в том или ином деле. Зача­стую такие про­ше­ния оли­це­тво­ря­ют какое-то собы­тие, сви­де­те­лем кото­ро­го бузи­на мог­ла быть когда-то ранее. Народ­ная меди­ци­на так­же доволь­но часто обра­ща­лась к бузине. Мно­гие болез­ни в те вре­ме­на лечи­лись пере­ме­ще­ни­ем их на куст неугод­ной бузи­ны. Чеш­ские девуш­ки обра­ща­лись к кустам бузи­ны при гада­нии о заму­же­стве. Одно вре­мя вет­ви кустар­ни­ка бузи­ны пози­ци­о­ни­ро­ва­лись как уни­вер­саль­ный обе­рег. Ими ста­ли укра­шать не толь­ко две­ри домов, но и дру­гие построй­ки хозяй­ствен­но­го типа. Кро­ме это­го такие обе­ре­ги выве­ши­ва­лись в доме в пред­две­рье празд­ни­ка Ива­на Купа­ла как защи­та от нечи­сти. Извест­но, что на бал­кан­ских ост­ро­вах вет­ви бузи­ны актив­но исполь­зо­ва­лись для обря­дов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на вызов обиль­ных дождей.

Рябина – олицетворение силы

Рябина обыкновенная плодоносит ярко красными ягодами

В древ­ней мифо­ло­гии роль ябло­ни силь­но напо­ми­на­ет роль ряби­ны, так как она так­же пози­ци­о­ни­ро­ва­лась как сим­вол силы для жен­щин. Наши пред­ки вери­ли, что ябло­ня спо­соб­на побу­дить в жен­щине чув­ство люб­ви и при­ба­вить жен­щине при­вле­ка­тель­но­сти. Имен­но для этой цели ранее дела­ли бусы из ябло­ни и ряби­ны, кото­рые дари­ли жен­щи­нам на празд­ни­ки. С дав­них вре­мен ряби­на была сим­во­лом непод­дель­ной скром­но­сти и изя­ще­ства. Сла­вяне вери­ли, что если вокруг дома поса­дить ряби­ну, то это убе­ре­жет дом от пожа­ров. Одно вре­мя было рас­про­стра­нен­ным мне­ние о том, что ряби­на мог­ла даро­вать неко­то­рым людям дар пред­ви­де­ния гря­ду­щих собы­тий.

При помо­щи ряби­ны даже защи­ща­лись от сгла­за – из ее вет­вей дела­ли обе­ре­ги, кото­рые веша­лись на две­ри. Бра­лись две веточ­ки и пере­вя­зы­ва­лись крест накрест при помо­щи крас­ной нити. Совре­мен­ные тури­сты так­же исполь­зу­ют вет­ви ряби­ны с целью дез­ин­фек­ции питье­вой воды. Для это­го доста­точ­но на несколь­ко часов поло­жить вет­ку ряби­ны в бан­ку с водой. Поми­мо это­го наши пред­ки после посе­ще­ния клад­би­ща выве­ши­ва­ли над две­ря­ми вет­ки ряби­ны для того, что­бы покой­ный чело­век не пытал­ся вер­нуть­ся в дом сно­ва. В воро­неж­ской обла­сти сва­ха посы­па­ла жени­ха коре­нья­ми ряби­ны для того, что­бы во вре­мя сва­дьбы на него никто не смог наве­сти пор­чу.

Ряби­ну наде­ля­ли и исце­ля­ю­щи­ми каче­ства­ми. Боль­ные люди про­ла­зи­ли через кустар­ник ряби­ны, остав­ляя в нем всю нега­тив­ную энер­гию и болез­не­твор­ные мик­ро­бы. Пас­ту­хи вери­ли, что если вырвать куст ряби­ны и уло­жить его под­ле ворот скот­ни, то пер­вый выгон ско­та обя­за­тель­но прой­дет успеш­но и вол­ки не тро­нут ско­ти­ну. НА тер­ри­то­рии древ­ней Рос­сии суще­ство­вал неглас­ный запрет на выруб­ку ряби­ны. Кро­ме это­го не допус­ка­лось ломать ее вет­ви и исполь­зо­вать их в каче­стве дров.

Бело­ру­сы при­рав­ни­ва­ли ряби­ну к очень мсти­тель­но­му мне­нию. Они вери­ли, что если кто-то навре­дит дере­ву, то ему неми­ну­е­мо при­дет­ся пла­тить за это соб­ствен­ным здо­ро­вьем. Запре­ща­лось рубить вет­ви ряби­ны и пото­му, что мно­гие зна­ха­ри пере­но­си­ли на это дере­во страш­ные забо­ле­ва­ния, а кто рубил такое дере­во, сам рис­ко­вал зара­зить­ся болез­нью. Наши пред­ки вери­ли, что каж­дый, кто навре­дит рябине, неми­ну­е­мо столк­нет­ся с зуб­ной болью. Если у чело­ве­ка начи­на­ли болеть зубы, то он дол­жен был рано утром отпра­вить­ся к рябине, стать перед дере­вом на коле­ни и про­чи­тать спе­ци­аль­ный заго­вор, при этом нуж­но было обя­за­тель­но цело­вать ствол дере­ва. После про­чте­ния тако­го заго­во­ра нуж­но было обя­за­тель­но вер­нуть­ся в свой дом, но при этом нель­зя было кого-то встре­тить и огля­ды­вать­ся, поэто­му при­хо­ди­лось доби­рать­ся самы­ми укром­ны­ми тро­па­ми. В древ­нем сла­вян­ском фольк­ло­ре ряби­на зача­стую срав­ни­ва­ет­ся с тос­ку­ю­щей оди­но­кой жен­щи­ной, а горечь ее ягод гово­рит о тяж­кой жиз­ни.

Калина – олицетворение судьбы

Калина - это высокий кустарник

Пове­рья наших пред­ков гово­рят о том, что кали­ну счи­та­ли пред­вест­ни­цей судь­бы жен­щин. Имен­но поэто­му алые яго­ды это­го рас­те­ния неред­ко исполь­зо­ва­ли в каче­стве укра­ше­ния вен­ка для неве­сты перед сва­дьбой. Кро­ме это­го яго­ды кали­ны доволь­но часто исполь­зо­ва­ли для укра­ше­ния сва­деб­ных пиро­гов. Укра­ин­цы после рож­де­ния девоч­ки купа­ли ее в воде с яго­да­ми кали­ны — они–верили, что это помо­жет ребен­ку вырас­ти здо­ро­вым и стать счаст­ли­вым. Поми­мо это­го кали­ну неред­ко выса­жи­ва­ли на клад­би­щах под­ле могил неже­на­тых и рано поки­нув­ших наш мир муж­чин.

Несколько слов о кипарисе

Сре­ди раз­ных древ­них наро­дов кипа­рис пози­ци­о­ни­ро­вал­ся как истин­но муж­ское дере­во. Наши пред­ки вери­ли, что это дере­во спо­соб­но ока­зы­вать поло­жи­тель­ное вли­я­ние на поло­вую актив­ность муж­чин, а так­же что оно повы­ша­ет потен­цию. Мно­гие пове­рья гла­сят о том, что имен­но кипа­рис спо­со­бен при­не­сти в семью сча­стье и гар­мо­нию. В насто­я­щее вре­мя нема­ло людей выра­щи­ва­ют кипа­рис во дво­рах сво­их част­ных домов. Мощ­ная энер­ге­ти­ка дан­но­го рас­те­ния на про­тя­же­нии мно­гих лет наде­ля­ла муж­чин оба­я­ни­ем и шар­мом. Восточ­ные сла­вяне вери­ли, что кипа­рис помо­га­ет раз­ре­шать неот­лож­ные про­бле­мы.

Черемуха – символ молодости и любви к жизни

С дав­них вре­мен на про­сто­рах Рос­сии чере­му­ха слу­жи­ла оли­це­тво­ре­ни­ем моло­до­сти и люб­ви к жиз­ни. Сот­ни людей обра­ща­лись с про­ше­ни­я­ми к это­му дере­ву, если стра­да­ли рав­но­ду­ши­ем, ханд­рой или мелан­хо­ли­ей.

Орешник – справедливость и рассудительность

Орешник или лещина обыкновенная - распространенное в южных широтах нашей страны дерево.

С дав­них вре­мен сла­вяне пола­га­ли, что толь­ко ореш­ник поз­во­ля­ет добить­ся спра­вед­ли­во­сти. Для нахож­де­ния пра­виль­но­го отве­та на вол­ну­ю­щий вопрос люди часто отправ­ля­лись имен­но к это­му дере­ву и спра­ши­ва­ли у него сове­та. Совре­мен­ные народ­ные цели­те­ли так­же отме­ча­ют, что такое дере­во как ореш­ник обла­да­ет доволь­но мощ­ной энер­ге­ти­кой, кото­рая поз­во­ля­ет объ­ек­тив­но смот­реть на воз­ни­ка­ю­щие про­бле­мы. Запад­ные сла­вяне пози­ци­о­ни­ро­ва­ли это рас­те­ние как свя­щен­ное дере­во, оли­це­тво­ря­ю­щее поту­сто­рон­ний мир. Кро­ме это­го суще­ство­ва­ло мне­ние, что даже гро­за нико­гда не била в это дере­во, одна­ко при этом его пло­ды мог­ли чер­неть, если где-то рядом била мол­ния, то есть оре­хи чер­не­ли слов­но изнут­ри. Учи­ты­вая такое отно­ше­ния наро­да к это­му дере­ву ореш­ник стал широ­ко исполь­зо­вать­ся в народ­ной меди­цине, а так­же для изго­тов­ле­ния раз­лич­ных обе­ре­гов.

Бол­га­ры обе­ре­га­ли сво­их детей, на кото­рых напа­да­ли нечи­стые силы во вре­мя сна при помо­щи подо­жжён­ной веточ­ки ореш­ни­ка, с кото­рой они про­хо­ди­ли несколь­ко кру­гов вокруг кро­ват­ки. Так­же из ореш­ни­ка изго­тав­ли­ва­ли обе­ре­ги, кото­рые обе­ре­га­ли людей раз­но­го воз­рас­та от сгла­зов. Кро­ме это­го лещи­ну исполь­зо­ва­ли в каче­стве мате­ри­а­ла для изго­тов­ле­ния обе­ре­га про­тив хто­ни­че­ских существ, то есть от змей или мышей. Бол­га­ры были убеж­де­ны, что эти живот­ные не про­сто опа­са­ют­ся лещи­ны, но и могут поги­бать при вза­и­мо­дей­ствии с ней. Чехи и сло­ва­ки в сред­ние века били вет­ка­ми лещи­ны по сте­нам сво­их домов и амба­ров, дабы изгнать отту­да гры­зу­нов.

Сер­бы вери­ли, что в вет­вях ореш­ни­ка поко­ят­ся души их умер­ших пред­ков, поэто­му отно­си­лись к ним с боль­шим почте­ни­ем. Наши пред­ки после рож­де­ния ребен­ка стре­ми­лись как мож­но ско­рее под­нять его с зем­ли, при­чи­тая при этом «возь­ми оре­хо­вое, покинь кизи­ло­вое» — это выра­же­ние слу­жи­ло кро­хе напут­стви­ем, что­бы он как мож­но ско­рее поки­нул сфе­ру небы­тия, из кото­рой при­шел в наш мир. Такие же сло­ва про­из­но­си­ли роди­те­ли ребен­ка, кото­рый на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни не мог научить­ся ходить само­сто­я­тель­но. Неред­ко пред­ки исполь­зо­ва­ли орех и в раз­лич­ных обря­дах, при про­ше­нии обиль­ных уро­жа­ев.

Немного истории клена

Клен имеет легко узнаваемую форму листа

Клен или явор – дере­во, кото­рое восточ­ные сла­вяне счи­та­ли неким зато­че­ни­ем для чело­ве­че­ских душ. Имен­но поэто­му наши пред­ки ста­ра­лись не рубить дере­вья кле­на и кате­го­ри­че­ски не исполь­зо­ва­ли его дре­ве­си­ну в каче­стве дров. Поми­мо это­го из этой поро­ды дере­вьев не дела­ют гро­бы. Если про­ана­ли­зи­ро­вать сла­вян­ские бал­ла­ды, то мож­но отме­тить, что сре­ди них доволь­но часто упо­ми­на­ет­ся о том, что явор – это пере­рож­де­ние чело­ве­ка. Имен­но из этих бал­лад про­ис­хо­дит обра­ще­ние мате­рим к умер­ше­му сыну «мой сыно­чек – мой ты яво­ро­чек».

Южно­сла­вян­ские наро­ды не вос­пе­ва­ли клен как пере­рож­де­ние чело­ве­ка в дере­во, но при этом это дере­во пози­ци­о­ни­ру­ет­ся при­част­ным к чело­ве­че­ской доле. Сер­бы вери­ли, что если неспра­вед­ли­во осуж­ден­ный чело­век обни­мет сухой клен, то он непре­мен­но воз­ро­дит­ся и ста­нет радо­вать окру­жа­ю­щих сво­ей зеле­ной лист­вой. Если же к это­му дере­ву при­кос­нет­ся оби­жен­ный или несчаст­ли­вый чело­век, то дере­во обя­за­тель­но засох­нет.

В целом мно­гие наро­ды пози­ци­о­ни­ро­ва­ли клен как оли­це­тво­ре­ние сдер­жан­но­сти и доб­ро­ты. Одно вре­мя было рас­про­стра­не­но пове­рье, буд­то на его кроне оби­та­ют доб­ро­душ­ные боже­ства. Наши пред­ки вери­ли, что клен, кото­рый рас­тет воз­ле дома, при­но­сит в него теп­ло и уют, а так­же высту­па­ет надеж­ным обе­ре­гом от зла и нечи­стой силы.

Лиственница – умиротворение и покой

Лист­вен­ни­ца пози­ци­о­ни­ро­ва­лась наши­ми пред­ка­ми как уми­ро­тво­ря­ю­щее дере­во. В сред­ние века было при­ня­то обра­щать­ся к это­му дере­ву для исце­ле­ния душев­ных ран. В насто­я­щее вре­мя неко­то­рые люди про­дол­жа­ют верить в то, что если открыть душу это­му дере­ву, то спу­стя неко­то­рое вре­мя полу­чит­ся обза­ве­стись пози­тив­ным настро­е­ни­ем и верой в соб­ствен­ные силы.

Ива – символ вдохновения

Древ­ние гре­ки вери­ли, что ива спо­соб­на наде­лить чело­ве­ка истин­ным вдох­но­ве­ни­ем и изба­вить его от мелан­хо­лии, а так­же при­дать жен­щи­нам повы­шен­ной гра­ци­оз­но­сти. Наши же пред­ки были убеж­де­ны в том, что ива пере­ни­ма­ет все стра­да­ния наро­да на свой счет и облег­ча­ет жизнь людям. Мно­гие пове­рья гла­си­ли, что имен­но ива спо­соб­на исце­лять жен­щин от бес­пло­дия. Для это­го доста­точ­но было лишь поло­жить вет­ви ивы под кро­вать девуш­ки, кото­рая не мог­ла забе­ре­ме­неть.

Немного о березе

Березовая роща в средней полосе России

Бере­за счи­та­лась одним из самых почи­та­е­мых дере­вьев у сла­вян­ских наро­дов. Это­му дере­ву наши пред­ки обра­ща­лись к про­ше­ни­я­ми об избав­ле­нии от зла. Позд­нее бере­зу ста­ли срав­ни­вать с оли­це­тво­ре­ни­ем жен­ских духов. Кар­пат­ские пове­рья гла­си­ли о том, что если муж­чи­на поса­дит в сво­ем дво­ре берез­ку, то это неми­ну­е­мо при­ве­дет к гибе­ли кого-то из чле­нов семьи. Север­ные наро­ды нико­гда не стро­и­ли домов в местах, где ранее про­из­рас­та­ли бере­зы. Дру­гие же наро­ды напро­тив стре­ми­лись поса­дить воз­ле домов бере­зо­вые дере­вья, осо­бен­но после рож­де­ния ребен­ка.

Позд­нее бере­зо­вые вет­ви ста­ли уста­нав­ли­вать в перед­ние углы домов при их стро­и­тель­стве, что слу­жи­ло сим­во­лом здра­вия всей семьи и кре­по­сти постро­ен­но­го дома. Поми­мо это­го мно­гие зем­ле­дель­цы вка­пы­ва­ли бере­зо­вые вет­ви в поле, что­бы полу­чить мак­си­маль­ный уро­жай осе­нью. Коню­хи зака­пы­ва­ли бере­зо­вые поле­нья после стро­и­тель­ства новых коню­шен для того, что­бы в ней роди­лись здо­ро­вые и креп­кие кони. Жен­ское оли­це­тво­ре­ние бере­зы про­яв­ля­ет­ся с дав­них вре­мен, напри­мер, забо­лев­ших дево­чек роди­те­ли все­гда нес­ли к бере­зе, в то вре­мя как маль­чи­ков отно­си­ли к дубу. Брач­ные обря­ды зача­стую про­ис­хо­ди­ли в местах про­из­рас­та­ния бере­зы и дуба.

В поле­сье люди пола­га­ли, что если поса­дить бере­зу воз­ле дома, то жен­щи­ны со всей семьи нач­нут силь­но болеть, а чер­ные наро­сты на ство­ле дере­вьев оли­це­тво­ря­ли жен­ские про­кля­тия. Поз­же вет­ви бере­зы ста­ли исполь­зо­вать и на похо­ро­нах – ими укла­ды­ва­ли тело умер­шей жен­щи­ны. Если про­ана­ли­зи­ро­вать фольк­лор того вре­ме­ни, то мож­но отме­тить, что зача­стую бере­за пози­ци­о­ни­ро­ва­лась как сим­вол жен­ствен­но­сти и доб­ро­ты.

Березовые сережки напоминают о женской сущности, что отразилось в легендах наших предков.

Жен­ская сим­во­ли­ка под­креп­ля­ет­ся пове­рья­ми и о том, что бере­за свя­за­на с душа­ми умер­ших и поту­сто­рон­ним миром. В поле­сье гово­ри­ли, что русал­ки оби­та­ют на дере­вьях бере­зы. Было при­ня­то пола­гать, что русал­ки живут на тех дере­вьях, вет­ви кото­рых спус­ка­ют­ся до самой зем­ли. Поля­ки назы­ва­ли дере­вья­ми духов бере­зы, кото­рые рос­ли вда­ли от дру­гих дере­вьев. Они вери­ли, что в таких бере­зах живут души умер­ших деву­шек, кото­рые в ноч­ное вре­мя поки­да­ли свои дома и затан­цо­вы­ва­ли до смер­ти всех про­хо­дя­щих мимо людей. Поля­ки же гово­ри­ли, что такие бере­зы слу­жат при­ста­ни­щем душ уби­тых насиль­ствен­ной смер­тью, при этом при­да­ния тех вре­мен гла­сят о том, что вме­сто сока в таких дере­вьях тек­ла кровь. Бело­ру­сы гово­ри­ли, что если бере­за пере­пле­та­лась с каким-то дру­гим дере­вом или име­ла искрив­лен­ный ствол и вет­ви, то это было при­зна­ком, что в ней живет невин­но загуб­лен­ная душа. Мно­гие при­да­ния наших пред­ков гла­сят, что погиб­шие девуш­ки с вре­ме­нем пре­вра­ща­ют­ся в строй­ные берез­ки.

Неред­ко бере­за упо­ми­на­ет­ся как демо­но­ло­ги­че­ский эле­мент мно­гих пове­рий и при­да­ний. Мно­гие леген­ды гла­сят о том, что ведь­мы мог­ли доить бере­зо­вые дере­вья, при этом лета­ли они не толь­ко в сво­их сту­пах, но и на бере­зо­вых пал­ках. Кро­ме это­го рас­про­стра­нен­ным было мне­ние, что жен­щи­ны, в кото­рых все­ля­лись демо­ны, в аго­нии бро­са­лись на бере­зо­вые дере­вья. При помо­щи вет­вей бере­зы наши пред­ки пыта­лись огра­дить себя от душ покой­ных людей, изго­тав­ли­вая из них раз­ные обе­ре­ги.

При помо­щи веток бере­зы наши пред­ки пыта­лись убе­речь себя от покой­ни­ков, пытав­ши­е­ся про­ник­нуть в свой ста­рый дом. В пред­две­рье празд­ни­ка Ива­на Купа­ла было при­ня­то рас­по­ла­гать вет­ки бере­зы воз­ле хле­ва, что меша­ло ведь­мам доить моло­ко коров и вре­дить им любым спо­со­бом. Сла­вяне вери­ли, что бере­зо­вая мет­ла так­же спо­соб­на обе­ре­гать от нечи­стой силы. Они при­сло­ня­ли такую мет­лу к кро­ва­ти роже­ни­цы или колы­бе­ли ново­рож­ден­но­го ребен­ка. Мно­гие наро­ды схо­ди­лись во мне­нии, что если боль­но­го ребен­ка хле­стать бере­зо­вой вет­кой, то это изба­вит его от стра­да­ний и хво­ри.

Неред­ко ста­рин­ные зна­ха­ри исполь­зо­ва­ли бере­зу для пере­да­чи забо­ле­ва­ния. Под нее выли­ва­ли воду, кото­рая оста­ва­лась после купа­ния нездо­ро­во­го чело­ве­ка. Рус­ские кре­стьяне про­си­ли бере­зу об исце­ле­нии от самых раз­ных неду­гов, скру­чи­вая воз­ле кро­ва­ти боль­но­го чело­ве­ка бере­зо­вые вет­ви, при этом они при­го­ва­ри­ва­ли о том, что не пере­ста­нут кру­тить вет­ки, пока болезнь не отсту­пит.

Дуб – одно из самых почитаемых деревьев во все времена

Раскидистый дуб растет отдельно от других деревьев

Во все вре­ме­на дуб пози­ци­о­ни­ро­ва­ли как одно из самых ува­жа­е­мых дере­вьев. Изна­чаль­но его срав­ни­ва­ли с муж­ским нача­лом и при­чис­ля­ли ему небы­ва­лую силу и могу­ще­ство. Неред­ко дуб свя­зы­ва­ли с обра­зом и дея­тель­но­стью бога Перу­на. Поми­мо это­го к дубу зача­стую воз­но­си­ли жерт­во­при­но­ше­ния, про­ся о помо­щи в самых раз­ных ситу­а­ци­ях. Бал­тий­ские сла­вяне вери­ли, что дубо­вая роща это ничто иное как место­пре­бы­ва­ние доб­рых духов. Чаще все­го почи­та­ние дуба носи­ло и рели­ги­оз­ный харак­тер. Имен­но воз­ле дубо­вых дере­вьев наши пред­ки про­во­ди­ли сва­дьбы, про­си­ли бога­то­го уро­жая и обра­ща­лись к этим дере­вьям с раз­ны­ми заго­во­ра­ми. Серб­ские свя­тые общи­ны обя­за­тель­но име­ли по несколь­ко свя­щен­ных дере­вьев, сре­ди кото­рых обя­за­тель­но дол­жен был быть дуб. На тер­ри­то­рии Бол­га­рии было три дуба, кото­рые яко­бы защи­ща­ли ее от погод­ных ката­клиз­мов и отго­ня­ли злых духов.

Бело­ру­сы вери­ли в пове­рье, что если уда­рить ста­рин­ный дуб топо­ром, то в буду­щем обя­за­тель­но при­дет­ся столк­нуть­ся с несча­стья­ми. Одна­жды люди реши­ли сру­бить такой дуб, так тот падая раз­да­вил всех, кто пытал­ся ему при­чи­нить вред, а после того как дере­во убра­ли, на про­тя­же­нии неде­ли в окрест­но­стях цари­ла небы­ва­лая буря и лили про­лив­ные дожди. В неко­то­рых куль­ту­рах было при­ня­то перед сва­дьбой отправ­лять­ся к ста­рин­но­му дубу и три раза объ­ез­жать вокруг него, что слу­жи­ло гаран­том сча­стья в бра­ке.

Архео­ло­ги­че­ские наход­ки так­же под­твер­жда­ют куль­то­вую роль дуба в мифо­ло­гии. Не так дав­но со дна Дне­пра был под­нят ствол ста­рин­но­го дуба, в кото­рый были встав­ле­ны девять челю­стей каба­нов. Спу­стя неко­то­рое вре­мя подоб­ный дубо­вый ствол был най­ден на дне реки Дес­на. По всей види­мо­сти, эти наход­ки слу­жат дока­за­тель­ством жерт­во­при­но­ше­ний ста­рым дубам. Сред­не­ве­ко­вые писа­ния гла­сят, что ранее дуб слу­жил мир­ным дере­вом и защит­ни­ком все­го чело­ве­че­ства. Неко­то­рые леген­ды гово­рят, что дуб был поса­жен еще во вре­ме­на зарож­де­ния жиз­ни на нашей пла­не­те и с тех самых пор он про­дол­жа­ет забо­тить­ся о людях все­го мира. Как види­те, в раз­ных куль­ту­рах дубу при­пи­сы­ва­лось раз­ное зна­че­ние, одна­ко вез­де это дере­во игра­ло доволь­но зна­чи­мую роль.