логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Деревянные мозаики

мозаика из дерева

Дере­вян­ная моза­и­ка не пер­вый век нахо­дит при­ме­не­ние в укра­ше­нии инте­рье­ров и пред­ме­тов деко­ра­тив­но-при­клад­но­го искус­ства. Для это­го вида мону­мен­таль­но-деко­ра­тив­но­го искус­ства харак­тер­ны: непри­нуж­ден­ная обра­бот­ка сырья, мно­го­об­ра­зие цве­та, рисун­ка и тек­сту­ры, воз­мож­ность менять нату­раль­ную окрас­ку путем окра­ши­ва­ния, выбел­ки, море­ния и обжи­га­ния. Это дает воз­мож­ность исполь­зо­вать дере­вян­ную моза­и­ку для внеш­не­го и внут­рен­не­го деко­ри­ро­ва­ния жилых поме­ще­ний, а так­же зда­ний обще­ствен­но­го назна­че­ния.

Суть моза­и­ки (от лат. musivum — посвя­щен­ное музам) заклю­ча­ет в том, что изоб­ра­же­ние или орна­мент выпол­ня­ет­ся из раз­но­цвет­ных частиц, одно­род­ных или из раз­но­го мате­ри­а­ла. В дан­ном слу­чае таким мате­ри­а­лом высту­па­ет дере­во. Самы­ми попу­ляр­ны­ми и в то же вре­мя необыч­ны­ми вида­ми рез­ной дере­вян­ной моза­и­ки явля­ют­ся: инкру­ста­ция, интар­сия, блоч­ная моза­и­ка и мар­кет­ри. Рас­смот­рим подроб­нее каж­дый из этих видов.

Инкру­ста­ция харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что в поверх­ность пред­ме­та вре­за­ет­ся рису­нок или узор из дру­го­го мате­ри­а­ла с кон­траст­ной фак­ту­рой или цве­том. Это может быть что угод­но: металл, сло­но­вая кость, пер­ла­мутр, кера­ми­ка и мно­гое дру­гое. Доволь­но часто углуб­ле­ния в дере­ве запол­ня­ют цвет­ной пас­той (клей + пиг­мен­ты), ими­ти­руя дра­го­цен­ные кам­ни, чер­ное дере­во или пан­цирь чере­па­хи. Этот вид моза­и­ки доволь­но слож­ный и тру­до­ем­кий, а пото­му к нему при­бе­га­ют толь­ко при про­ве­де­нии рестав­ра­ци­он­ных работ.

В отли­чие от инкру­ста­ции, во вре­мя интар­сии в дере­вян­ную осно­ву укла­ды­ва­ют­ся толь­ко дере­вян­ные пла­сти­ны, раз­лич­ные по цве­ту и тек­сту­ре, а свя­зу­ю­щим эле­мен­том высту­па­ет клей или масти­ка. Пла­сти­ны могут менять цвет, если их про­пи­тать мас­лом, квар­ца­ми или про­ки­пя­тить в крас­ке. Интар­сия так­же отно­сит­ся к слож­ным тех­ни­кам моза­и­ки, а пото­му при­ме­ня­ет­ся толь­ко для уни­каль­ных изде­лий.

Блоч­ная моза­и­ка более про­ста в испол­не­нии – брус­ки раз­но­го цве­та и сече­ния скле­и­ва­ют­ся в бло­ки, а затем раз­ре­за­ют­ся попе­рек. Их мож­но встав­лять в фон или при­кле­и­вать на раз­ные поверх­но­сти, не забы­вая все это шли­фо­вать и покры­вать про­зрач­ным лаком.

Для мар­кет­ри пона­до­бит­ся набор из кус­ков шпо­на, раз­лич­ных по окра­су и тек­сту­ре. Так как шпон слу­жит фоном, рез­чик вре­за­ет в него эле­мен­ты моза­и­ки, закреп­ля­ет кон­струк­цию на сма­зан­ной кле­ем бума­ге и накле­и­ва­ет полу­чен­ный декор на поверх­ность. Эта тех­ни­ка при­ме­ня­ет­ся в укра­ше­нии как про­стых и неболь­ших дере­вян­ных изде­лий, так и инте­рье­ров зда­ний.

Выбор мате­ри­а­ла для дере­вян­ной моза­и­ки – дело весь­ма ответ­ствен­ное, ведь резуль­тат зави­сит не толь­ко от при­род­ных деко­ра­тив­но-худо­же­ствен­ных харак­те­ри­стик, но и от физи­ко-мате­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей – дере­во не долж­но силь­но усы­хать, раз­бу­хать или коро­бить­ся, ведь это нега­тив­ным обра­зом ска­жет­ся на тру­до­ем­ко­сти обра­бот­ки и дол­го­веч­но­сти изде­лия. Чаще дру­гих рез­чи­ки исполь­зу­ют твер­до­лист­вен­ные поро­ды дере­вьев, извест­ные сво­ей плот­но­стью и отлич­ны­ми экс­плу­а­та­ци­он­ны­ми свой­ства­ми. А насто­я­щие эсте­ты внед­ря­ют в свои рабо­ты крас­но-фио­ле­то­вый окрас и кра­соч­ную тек­сту­ру ама­ран­та, жел­то-золо­ти­стую дре­ве­си­ну лимон­но­го дере­ва, поло­сча­тую струк­ту­ру ана­то­лий­ско­го оре­ха и чер­ный окрас эбе­но­во­го дере­ва.

В кон­це — яркий при­мер дере­вян­ной моза­ки: сто­леш­ни­ца с эффек­том волн.