логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Пропильная резьба по дереву

Ажур­ную резь­бу вре­мя от вре­ме­ни име­ну­ют про­пиль­ной или сквоз­ной резь­бой, посколь­ку в ней отсут­ству­ет фон. В прин­ци­пе, фоном в дан­ном слу­чае высту­па­ет всё, что мож­но уви­деть через про­пи­лы. Сквоз­ная резь­ба – это свое­об­раз­ная визит­ная кар­точ­ка дере­ву­шек Рос­сии и ста­рин­ных горо­дов, где по-преж­не­му сбе­рег­лись 1- и 2-этаж­ные стро­е­ния из дере­ва. Одна­ко ажур­ные изде­лия не поте­ря­ли сво­е­го при­зна­ния и в наше вре­мя.

При­чем, ажур­ную резь­бу, кото­рая укра­ша­ет дома из дере­ва, мож­но уви­деть не толь­ко в при­го­род­ных домах, но и в боль­ших горо­дах. Её мож­но встре­тить и на стро­е­ни­ях пло­ща­док для детей, и на неболь­ших построй­ках, по типу кафе­те­ри­ев. Но в чем боль­шей отда­лен­но­сти нахо­дит­ся город, тем чаще мож­но встре­тить «кру­жев­ные» дома. Орна­мен­ты и узо­ры про­пиль­ной резь­бы мно­го в чем поза­им­ство­ва­ны у рельеф­ной резь­бы по дере­ву, с одним толь­ко раз­ли­чи­ем, что “кру­же­ва” не пред­по­ла­га­ют при­сут­ствия фона, о чем упо­ми­на­лось выше.

Отда­дим долж­ное рез­чи­кам по дере­ву, кото­рые соблю­да­ют “клас­си­че­ские” фор­мы, исполь­зу­е­мые наши­ми пра­щу­ра­ми. И хотя фан­та­зия масте­ра не име­ет гра­ниц, ажур­ная резь­ба, в первую оче­редь, пред­став­ля­ет собой изоб­ра­же­ние кон­ту­ров зве­рей, дета­лей рас­те­ний и пере­ви­тые замыс­ло­ва­тые линии. Ины­ми сло­ва­ми, дан­ная резь­ба оста­ет­ся свое­об­раз­ным отоб­ра­же­ни­ем при­ро­ды и исклю­ча­ет любо­го рода нов­ше­ства, отра­жа­ю­щие совре­мен­ный мир.

Для ажур­ной резь­бы все­гда при­ме­ня­лась и про­дол­жа­ет упо­треб­лять­ся сос­но­вая и лист­вен­нич­ная дре­ве­си­на. Для малень­ких поде­лок, деко­ри­ру­ю­щих жилье, заго­тов­ка­ми высту­па­ет бере­зо­вая, оси­но­вая и липо­вая дре­ве­си­на. Но, рас­ска­зы­вая о том, что подоб­ны­ми рабо­та­ми зани­ма­ют­ся про­фес­си­о­на­лы, мы не исклю­ча­ем того, что дан­ное заня­тие по силам и домаш­не­му умель­цу.

Допу­стим, что домаш­ний мастер воз­на­ме­рил­ся деко­ри­ро­вать окна сво­е­го заго­род­но­го дома ажур­ны­ми налич­ни­ка­ми. Для это­го ему, преж­де все­го, пона­до­бят­ся сос­но­вые и лист­вен­нич­ные дос­ки. Решив, как имен­но тре­бу­ет­ся дли­на налич­ни­ков, мастер остав­ля­ет на дос­ках помет­ки и отпи­ли­ва­ет нуж­ное чис­ло заго­то­вок. Перед тем, как начать рабо­ту, тре­бу­ет­ся про­ве­сти обра­бот­ку дре­ве­си­ны при помо­щи рубан­ка и про­чих инстру­мен­тов.

На дан­ном эта­пе не нуж­но спе­шить взять­ся за инстру­мент и немед­ля при­нять­ся за резь­бу. В первую оче­редь масте­ру необ­хо­ди­мо почув­ство­вать себя твор­цом и, вос­поль­зо­вав­шись наброс­ком, нане­сти на бума­гу выбран­ный рису­нок. После того, как рису­нок воз­ник­нет на бума­ге, масте­ру потре­бу­ет­ся пере­не­сти их на заго­тов­ку. Про­де­лать дан­ную зада­чу вам помо­жет обыч­ная копир­ка, но при всём этом не забы­вай­те, что копир­ка обя­за­тель­но оста­вит на дре­ве­сине тем­ные пят­на, кото­рые далее необ­хо­ди­мо будет уда­лить при помо­щи шкур­ки.

После того, как на заго­тов­ку нано­сит­ся рису­нок, уме­лец берет шило и про­де­лы­ва­ет на поверх­но­сти заго­тов­ки точ­ки для свер­ле­ния. После того, как отвер­стие для “вхо­да” пилы высвер­ле­но, мастер берет ножов­ку с заужен­ным ост­рым полот­ном. Дан­ным инстру­мен­том выпи­ли­ва­ют­ся пря­мые и немно­го изо­гну­тые линии. Для про­де­лы­ва­ния полу­круг­ло­го про­пи­ла, необ­хо­ди­мо вос­поль­зо­вать­ся так зва­ной пово­рот­ной пилой.

По окон­ча­нии высвер­ли­ва­ния и выпи­ли­ва­ния рисун­ка, тре­бу­ет­ся под­го­то­вить поверх­ность для даль­ней­ше­го нане­се­ния на нее лаки­ров­ки. После того, как уме­лец пре­одо­ле­ет все зада­чи, “ново­рож­ден­ные” налич­ни­ки необ­хо­ди­мо при­ко­ло­тить, или при­кру­тить при помо­щи само­ре­зов к окон­ным короб­кам. Толь­ко после это­го мож­но начи­нать покры­вать налич­ни­ки. Тип покры­тия каж­дый мастер выби­ра­ет сам. Кста­ти, полез­но будет обра­бо­тать изде­лия анти­сеп­ти­че­ски­ми пре­па­ра­та­ми. Это даст воз­мож­ность уве­ли­чить экс­плу­а­та­ци­он­ный пери­од “кру­жев­но­го” дере­ва.