логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Нижегородская домовая резьба

нижегородское резное крыльцо

Ниже­го­род­ский край зна­ме­нит сво­и­ми талан­та­ми и бес­пре­ко­слов­ным соблю­де­ни­ем тра­ди­ций. Имен­но здесь сосре­до­то­че­на при­мер­но треть всех народ­ных худо­же­ствен­ных про­мыс­лов Рос­сии. Так исто­ри­че­ски сло­жи­лось, что рус­ские масте­ра уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние резь­бе по дере­ву.

Вто­рое назва­ние ниже­го­род­ской резь­бы по дере­ву – «глу­хая», «кора­бель­ная» или «бароч­ная». Ее кор­ни ухо­дят в сере­ди­ну XVIII-нача­ло XIX века, когда с помо­щью такой рези укра­ша­ли волж­ские суда. Глу­хим этот вид резь­бы окре­сти­ли пото­му, что он не пред­по­ла­гал ника­ких сквоз­ных отвер­стий.

Дру­гие отли­чи­тель­ные чер­ты – круп­ность, соч­ность, необ­хо­ди­мость рас­смат­ри­ва­ния с боль­шо­го рас­сто­я­ния, выра­зи­тель­ность и сим­во­лизм. Самые рас­про­стра­нен­ные орна­мен­ты вклю­ча­ли сим­во­лы цве­ту­щей при­ро­ды – зве­ри, пти­цы и цве­ты, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие щед­рость и пло­до­род­ность зем­ли. Львы, русал­ки и ска­зоч­ные чудо­ви­ща слу­жи­ли в каче­стве обе­ре­гов, защи­ща­ю­щих людей от злых духов. А роль вест­ни­ка сча­стья, радо­сти и бла­го­по­лу­чия выпол­ня­ла пти­ца Сирин. То бишь, эти узо­ры были не про­сто укра­ше­ни­ем – они нес­ли мощ­ный маги­че­ский харак­тер.

Ниже­го­род­ский уезд был рай­о­ном наи­боль­шей кон­цен­тра­ции умель­цев резь­бы по дере­ву – в ито­ге с кораб­лей этот декор пере­ко­че­вал на избы. Дело в том, что зимой судо­стро­и­те­ли воз­дви­га­ли суда, а вес­ной при­хо­ди­лось искать под­ра­бот­ку. Так и воз­ник­ла мода на рез­ной убор домов, гар­мо­ни­ру­ю­щий с архи­тек­тур­но-ланд­шафт­ным реше­ни­ем и при­да­ю­щий им празд­нич­ный вид. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось оформ­ле­нию налич­ни­ков, т.е. окон­ных про­емов зда­ния, ведь имен­но они явля­ют­ся лицом дома и его визит­ной кар­точ­кой.

Глу­хая резь­ба была доступ­на лишь масте­рам высо­кой ква­ли­фи­ка­ции, кото­рые не толь­ко зна­ли о свой­ствах раз­ных пород дере­ва, но и лов­ко рабо­та­ли с помо­щью полу­круг­лых долот. Рабо­та­ли целы­ми груп­па­ми: сна­ча­ла худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель нано­сил иглой отвер­стия по кон­ту­ру рисун­ка, посы­пал их истол­чен­ным углем и обво­дил каран­да­шом, а уже затем рез­чик выби­рал фон и созда­вал рельеф. Мастер делал края узо­ра мяг­ки­ми и пла­стич­ны­ми, а затем покры­вал дос­ку оли­фой и рас­кра­ши­вал.

Во все вре­ме­на масте­ров ниже­го­род­ской резь­бы по дере­ву очень цени­ли, ведь они были насто­я­щи­ми худож­ни­ка­ми, осве­жа­ю­щи­ми тра­ди­ци­он­ный узор сво­и­ми дета­ля­ми. Память о них сохра­ни­лась бла­го­да­ря мест­ным жите­лям, помо­га­ю­щим рас­шиф­ро­вы­вать ини­ци­а­лы на соб­ствен­ных домах. На сего­дняш­ний день в Ниже­го­род­ской обла­сти суще­ству­ют как целые тема­ти­че­ские заво­ды, так и рез­чи­ки-оди­ноч­ки, почи­та­ю­щие как клас­си­че­ский декор, так и сво­бод­ный совре­мен­ный стиль. Все они в сво­их рабо­тах сохра­ня­ют кра­си­вую тек­сту­ру и есте­ствен­ный цвет дере­ва, а так­же суще­ствен­но обо­га­ща­ют фор­му пред­ме­та.