логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Абрамцево-кудринская резьба

абрамцево-кудринская тарелка

Свое назва­ние абрам­це­во-куд­рин­ская резь­ба по дере­ву полу­чи­ла от назва­ния деревне Куд­ри­но в усадь­бе Абрам­це­во Мос­ков­ской обла­сти.
Стиль заро­дил­ся в самом кон­це XIX века в одно­имен­ной усадь­бе рус­ско­го куп­ца и меце­на­та Сав­вы Ива­но­ви­ча Мамон­то­ва. Жена пред­при­ни­ма­те­ля орга­ни­зо­ва­ла для кре­стьян­ских детей шко­лу, а при ней откры­ла сто­ляр­ную мастер­скую. Дети обу­ча­лись сто­ляр­но­му мастер­ству бес­плат­но в тече­ние трех лет. Окон­чив обу­че­ние моло­дые масте­ра полу­ча­ли инстру­мен­ты и вер­стак для даль­ней­шей рабо­ты в пода­рок. Мало того, Мамон­то­вым был открыт спе­ци­аль­ный мага­зин в Москве, где про­да­ва­ли рез­ные изде­лия.

Родо­на­чаль­ни­ком само­быт­ной куд­рин­ской резь­бы по дере­ву был В.П.Ворносков, кото­рый после обу­че­ния в сто­ляр­ной шко­ле в усадь­бе Абрам­це­во, открыл свою мастер­скую в деревне Куд­ри­но. Осно­вы­ва­ясь рус­ской тра­ди­ции и полу­чен­ных зна­ни­ях и навы­ках, мастер искал свой непо­вто­ри­мый стиль. Стиль этот постро­ен на интен­сив­ном ажур­ном узо­ре из листьев и вето­чек, кото­рые изящ­но опле­та­ют поверх­ность изде­лия, на закруг­ле­нии кра­ев рельеф­но­го рисун­ка, и осно­вы­ва­ет­ся на сгла­жен­ном невы­со­ком релье­фе. Рез­ные изде­лия обра­ба­ты­ва­ют­ся морил­кой в широ­кой и насы­щен­ной цве­то­вой гам­ме – от свет­ло­го золо­ти­сто­го до виш­не­во­го или тем­но-корич­не­во­го. В про­цес­се созда­ния гото­во­го изде­лия все выпук­лые части резь­бы обя­за­тель­но поли­ру­ют­ся, осно­ву же остав­ля­ют мато­вой. Обыч­но, масте­ра исполь­зу­ют для рабо­ты дре­ве­си­ну липы, но ино­гда и бере­зу.

абрамцево-кудринская резьба ларец

 

Для того, что­бы выпол­нить густой орна­мент из спле­та­ю­щих­ся рас­те­ний и ска­зоч­ных живот­ных, масте­ру может потре­бо­вать­ся до 20 видов раз­лич­ных ста­ме­сок. Перед нача­лом рабо­ты нано­сит­ся кон­тур буду­ще­го рисун­ка, а затем осно­ва выби­ра­ет­ся и дово­дит­ся до гото­во­го вида при помо­щи раз­лич­ных инстру­мен­тов: рез­цов, ста­ме­сок, ножей и напиль­ни­ков.

Гото­вое изде­лие с резь­бой под­вер­га­ют окон­ча­тель­ной обра­бот­ке: шли­фов­ке, тони­ров­ке и нане­се­нии защит­но­го покры­тия. Наждач­ной бума­гой про­из­во­дит­ся шли­фо­ва­ние, тони­ров­ка выпол­ня­ет­ся морил­кой корич­не­вых оттен­ков для ими­та­ции бла­го­род­ных пород дере­ва. В каче­стве защит­но­го покры­тия исполь­зу­ют лак или воск.

Эффект­но смот­рит­ся при­ем, при кото­ром выпол­ня­ют тони­ров­ку тем­ной морил­кой всей поверх­но­сти изде­лия, затем повтор­но шли­фу­ют высту­па­ю­щие части узо­ра, что­бы их высвет­лить, и в кон­це, покры­ва­ют высту­па­ю­щие эле­мен­ты орна­мен­та лаком.

результат шлифовки после нанесения морилки

Изде­лия с абрам­це­во-куд­рин­ской резь­бой быва­ют раз­но­об­раз­но­го быто­во­го назна­че­ния. Это раз­лич­ные шка­тул­ки, кон­фет­ни­цы, ков­ши, чаши для напит­ков, блю­да, под­но­сы, кури­тель­ные набо­ры, солон­ки, дере­вян­ные лож­ки. Рез­ны­ми эле­мен­та­ми укра­ша­ют так­же сто­лы и рамы зер­кал.

солонка выполненная в стиле абрамцево-кудринской резьбы