логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Резьба над окном

резьба над окном

Тра­ди­ци­он­ные налич­ни­ки, укра­шен­ные резь­бой, появи­лись в Рос­сии неспро­ста. Куль­то­вый харак­тер дан­но­го деко­ра объ­яс­ня­ет­ся, что люди вкла­ды­ва­ли в него необыч­ный смысл и счи­та­ли обе­ре­гом. Поми­мо это­го, рез­ные налич­ни­ки не толь­ко дожи­ли до сего­дня, но и ста­ли неиз­мен­ным атри­бу­том состо­я­тель­ных домов и архи­тек­тур­ных стро­е­ний соци­аль­но­го зна­че­ния.

В кон­це восем­на­дца­то­го — нача­ле два­дца­то­го веков каж­дый насе­лен­ный пункт обла­дал сво­им почер­ком окон­ной резь­бы по дере­ву. Чем боль­ше было рас­сто­я­ние меж­ду горо­да­ми и села­ми, тем боль­ше появ­ля­лось несо­от­вет­ствий в оформ­ле­нии домов. Но с раз­ви­ти­ем транс­пор­та и ком­му­ни­ка­ци­он­ных средств все пере­ме­ни­лось – гра­ни­цы откры­лись, запу­стив про­цесс сме­ши­ва­ния сти­лей. На при­ме­ре рез­ных налич­ни­ков мож­но отсле­дить, как мест­ные жите­ли выра­ба­ты­ва­ли свой вкус и учи­лись выра­жать свою инди­ви­ду­аль­ность. И, судя по тому, что нынеш­ние насе­лен­ные пунк­ты тешат коло­ри­том и непо­вто­ри­мо­стью, у них это пре­вос­ход­но полу­чи­лось.

rezba-nad-oknom-01

Окнам уде­ля­ли колос­саль­ное вни­ма­ние, ведь они слу­жи­ли не толь­ко окном в мир, но и вхо­дом для посто­рон­них людей и чужих глаз. Глав­ное – это фор­ма. Посколь­ку боль­шая часть окон име­ет склон­ность к вер­ти­каль­но­му поло­же­нию, ввер­ху налич­ник сооб­ща­ет­ся в рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник под видом кры­ши, что обо­зна­ча­ет сим­вол боже­ствен­ной гар­мо­нии. Под козырь­ком неред­ко созда­ют орна­мент из неболь­ших тре­уголь­ни­ков – подоб­ные кап­лям, они сим­во­ли­зи­ру­ют очи­ще­ние. Центр тре­уголь­ни­ка может заклю­чать соляр­ную розет­ку – «утрен­нюю зарю», кото­рая сулит радость и опти­мизм. В сказ­ках сла­вян дохри­сти­ан­ской эпо­хи был культ чис­ла «4», по этой при­чине на налич­ни­ках пред­став­ля­ли зна­ки в чис­лен­но­сти, крат­ной 4-м. А сте­зя из ром­бов с кули­ча­ми заклю­ча­ет сим­вол пло­до­ро­дия и сыто­сти.

Суще­ству­ют два глав­ных типа окон­ной резь­бы по дере­ву: про­рез­ная, а так же один из его видов – наклад­ная резь­ба. Про­рез­ная резь­ба допус­ка­ет уда­ле­ние фона, бла­го­да­ря чему фор­ми­ру­ет­ся эффект воз­душ­но­сти. При наклад­ной резь­бе дета­ли кле­ят или при­би­ва­ют к дос­ке, фор­ми­руя сплош­ной фон.

Без­упреч­ным мате­ри­а­лом для окон­ной резь­бы по дере­ву высту­па­ет дре­ве­си­на, отли­ча­ю­щая устой­чи­во­стью воз­дей­стви­ям атмо­сфе­ры и тем­пе­ра­тур­ным пере­па­дам. И если лист­вен­ни­ца выда­ет­ся самой боль­шой стой­ко­стью к гни­е­нию, но хруп­ко­стью, то липа – доволь­но мяг­кий и покла­ди­стый мате­ри­ал, но нуж­да­ю­щий­ся в осо­бой обра­бот­ке. Дре­ве­си­на дуба – наи­бо­лее стой­кая, но труд­ная в обра­бот­ке, так что, поря­доч­но потру­див­шись, мож­но обре­сти нераз­ру­ши­мое изде­лие.

Раду­ет, что на сего­дняш­ний день десят­ки (или даже сот­ни) цени­те­лей рус­ской архи­тек­ту­ры стран­ству­ют по Рос­сии и дела­ют сним­ки окон с уце­лев­ши­ми налич­ни­ка­ми, что­бы у потом­ков так­же была воз­мож­ность их уви­деть.