логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Резьба по дереву на Бали

панно резное с бали

Бали – заме­ча­тель­ное место, в кото­ром искус­ство резь­бы по дере­ву поль­зу­ет­ся завид­ным ува­же­ни­ем. В здеш­них кра­ях это один из самых рас­про­стра­нен­ных народ­ных про­мыс­лов, а город Убуд явля­ет­ся сто­ли­цей всех реме­сел. В этом горо­де име­ет­ся огром­ное коли­че­ство суве­нир­ных лавок, кото­рые до отка­за напол­не­ны скульп­ту­ра­ми, выпол­нен­ны­ми из дере­ва. Поми­мо это­го в таких лав­ках мож­но отыс­кать мно­же­ство пан­но и все­воз­мож­ных масок, одна­ко опыт­ные цени­те­ли искус­ства резь­бы по дере­ву сра­зу заме­тят, что боль­шин­ство из пред­став­лен­ных това­ров име­ют доволь­но низ­кое каче­ство. Дело в том, что эти това­ры изна­чаль­но ори­ен­ти­ро­ва­ны на то, что­бы при­влечь вни­ма­ние тури­стов.

Дерев­ня Мас – очень инте­рес­ное место, рас­по­ло­жен­ное южнее Убу­да, кото­рое при­зна­но цен­тром искус­ства резь­бы на всем ост­ро­ве. На тер­ри­то­рии это­го неболь­шо­го горо­да издав­на жили про­фес­си­о­наль­ные рез­чи­ки, кото­рые из поко­ле­ния в поко­ле­ние пере­да­ва­ли сек­ре­ты мастер­ства на про­тя­же­нии мно­гих веков. Рез­чи­ки здесь рабо­та­ют под откры­тым небом, сидя на тер­ра­се. Самое уди­ви­тель­ное в том, что они вовсе не исполь­зу­ют инстру­мент для фик­са­ции заго­тов­ки, то есть они упи­ра­ют деталь в свои ноги, а неко­то­рые масте­ра поль­зу­ют­ся упор­ной дощеч­кой. При­ме­ня­ют здеш­ние масте­ра исклю­чи­тель­но руч­ной инстру­мент, кото­рый изго­тав­ли­ва­ет мест­ная куз­ни­ца по инди­ви­ду­аль­ным зака­зам рез­чи­ков. Что каса­тель­но гру­бой обра­бот­ки заго­то­вок, то мест­ные масте­ра ее выпол­ня­ют исклю­чи­тель­но топо­ром.

rezba-po-derevu-s-bali-Mas

Масте­ра в зави­си­мо­сти от плот­но­сти и твер­до­сти заго­тов­ки исполь­зу­ют раз­ные киян­ки, выпол­нен­ные из коко­со­вой паль­мы или из более проч­ных и плот­ных пород дре­ве­си­ны. Здеш­ние жен­щи­ны и уче­ни­ки опыт­ных рез­чи­ков в основ­ном зани­ма­ют­ся тек­стур­ной отдел­кой изде­лий и их шли­фов­кой. В каче­стве защит­но­го мате­ри­а­ла и пиг­мент­но­го веще­ства мест­ные умель­цы исполь­зу­ют корич­не­вый гута­лин. Недо­ро­гие изде­лия здесь изго­тав­ли­ва­ют из гибис­ку­са или кро­ко­ди­ло­во­го дере­ва, полу­чив­ше­го свое назва­ние из-за при­сут­ствия харак­тер­ных шипов на ство­ле. Более доро­гие изде­лия мест­ные рез­чи­ки изго­тав­ли­ва­ют из маха­го­ни и эбе­но­во­го дере­ва. Самым доро­гим мате­ри­а­лом здесь для резь­бы по дере­ву явля­ет­ся сан­да­ло­вое дере­во, кото­рое сла­вит­ся сво­им при­ят­ным аро­ма­том и тем, что на ост­ро­ве его очень слож­но раз­до­быть. Имен­но поэто­му круп­ные изде­лия из сан­да­ло­во­го дере­ва могут сто­ить про­сто аст­ро­но­ми­че­ских сумм.

rezba-po-derevu-s-bali

В здеш­них кра­ях труд рез­чи­ков по дере­ву очень силь­но ценит­ся. Ранее этим искус­ством мог­ли зани­мать­ся лишь люди, отно­ся­щи­е­ся к выс­шей касте – брах­ма­ны, так как искус­ство рабо­ты с дере­вом счи­та­лось истин­ным даром богов. До нача­ла про­шло­го века в мест­ных тво­ре­ни­ях рез­чи­ков пре­об­ла­да­ли рели­ги­оз­ные моти­вы, одна­ко спу­стя неко­то­рое вре­мя они ста­ли исполь­зо­вать и дру­гие тема­ти­ки. В этих местах есть нема­ло хра­мов, отде­лан­ных резь­бой по дере­ву. Мест­ные масте­ра все­гда ста­ра­лись при­дер­жи­вать­ся есте­ствен­ной мане­ры отдел­ки сво­их изде­лий, то есть они стре­ми­лись при­дать им мак­си­маль­но реа­ли­стич­ный вид с ори­ги­на­ла­ми. Спу­стя неко­то­рое вре­мя мест­ные масте­ра ста­ли про­во­дить экс­пе­ри­мен­ты и вско­ре ста­ли попу­ляр­ны фигур­ки людей с изме­нен­ны­ми про­пор­ци­я­ми тела.