логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Развитие искусства резьбы по дереву

С незапамятных времен люди производят различные изделия и приспособления, который были бы пригодны для бытовой и культурной жизни. Однако, человек всегда стремился сделать предмет не только удобным или функциональным, но и красивым. Материалом для работы и творчества служило все то, что дарит земля: глина, камень, солома, дерево, кость. Природная красота древесины, ее богатая фактура, прочность и легкость в обработке навсегда завоевали сердца народных умельцев всех стран.

На Руси представление народа о красоте нашло яркое воплощение в декоративно-прикладном искусстве резьбы и росписи по дереву. Влияние этого самобытного искусства на жизнь людей проходит из глубины веков до наших дней и остается действенным и вдохновляющим для современных мастеров.

С помощью простых инструментов: топора, деревянного молотка, долота и стамески люди обеспечивали себя всем необходимым для жизни. Строили избы, мельницы, мосты, крепостные стены, башни и укрепления, корабли, изготавливали лодки, телеги, мебель, хозяйственную утварь, игрушки и украшения. Досуг был украшен веселыми наигрышами на гудках, свирели, балалайке, изготовленными также из дерева. Украшали деревянные изделия в древности геометрической резьбой, например трехгранно-выемчатой. С помощью геометрических символов в резьбе составляли своеобразные заклинания, которые, по мнению древних, служили оберегами. Народные мастера для каждого изделия старались подбирать древесину исходя из механических и физических ее свойств. Если древесина имела красивый рисунок, то мастер подчеркивал ее и дополнительного украшения не требовалось. Предметы изготовленные из дерева с текстурой не ярко выраженной, оформляли затейливой резьбой или расписывали.

Постепенно, с развитием отечественных видов резьбы и обогащением этого искусства влиянием «из-за моря», стали возникать целые направления в резьбе. Абрамцево-кудринская и шемогодская резьба по дереву, городецкая роспись и резьба, богородская и новинская резная игрушка, изумительная по красоте и выразительности домовая резьба мастеров Вологодской, Костромской, Новгородской, Тюменской, Владимирской областей – все эти виды резного творчества являются нашим драгоценным наследием.

Справедливым будет отметить, что развитие искусства резьбы по дереву происходило не только на Руси, но и в других странах и народностях. В Египте сохранилась до наших дней деревянная статуя Шеик-эль-Белед, что говорит о том, что степень развития резного творчества была на высоком уровне. В музеях по всему миру хранится множество деревянных масок, созданных древними мастерами индейских и африканских племен. В странах Азии резьбой традиционно украшают культовые сооружения и жилища людей. Грандиозные и загадочные храмы востока украшались богатейшей рельефной и скульптурной резьбой буквально от потолка до пола. Каждый сантиметр стен, потолка, колонн, дверных и оконных проемов покрывали тончайшим и искуснейшим орнаментом и сценами из мифов и религиозных сюжетов.

Великолепные образцы готической резьбы по дереву сохранились в Англии. Правда большинство из них было уничтожено пуританами. В других странах Европы, например во Франции резьба по дереву обрела самые изысканные формы. Соборы, церкви и дворцы украшались с большой пышностью и утонченной красотой. Примеры изысканной резьбы в стилях барокко, рококо, ампир с богатым растительным орнаментом и оригинальными скульптурными композициями продолжают радовать людей и в наши дни.

На развитие искусства резьбы по дереву в России повлияло творчество мастеров Германии и Италии. Приемы и способы обработки древесины, которые переняли русские резчики у европейских мастеров были использованы в оформлении православных храмов, соборов и монастырей, а также дворцов русских царей и великосветской знати, которые являются на сегодняшний день мировым культурным наследием.

Искусство резьбы по дереву развивается в каждой стране по-своему, обогащаясь новыми приемами и современными технологиями обработки древесины. Данный вид прикладного творчества отражает богатство души народа, заряжает энергетикой самой природы и служит для всех последующих поколений отправной точкой вдохновения.