логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Орнаменты домовой резьбы

резной наличник

В орна­мен­тах домо­вой резь­бы исполь­зу­ет­ся сим­во­ли­ка, кото­рая име­ет глу­бо­кий эзо­те­ри­че­ский смысл, а не явля­ет­ся про­сто укра­ше­ни­ем. По сво­ей сути каж­дый сим­вол, нане­сен­ный на дере­во, име­ет осо­бое зна­че­ние, т.е. явля­ет­ся обе­ре­гом для дома и людей, кото­рые в нем про­жи­ва­ют.

Раз­де­ля­ют несколь­ко основ­ных видов орна­мен­тов:

В древ­ние вре­ме­на сла­вян­ские масте­ра укра­ша­ли орна­мен­та­ми наи­бо­лее уяз­ви­мые части жили­ща и дво­ра. Таки­ми рисун­ка­ми укра­ша­лись все­воз­мож­ные отвер­стия и про­ре­хи, через кото­рые мог­ли в дом про­ник­нуть злые силы.

Осо­бое вни­ма­ние все­гда уде­ля­лось окнам и две­рям, через кото­рые мог­ли про­ник­нуть в дом «вез­де­су­щие навьи». Свя­за­но такое вни­ма­ние к все­воз­мож­ным щелям было с тем, что любой сквоз­няк или ветер мог вызвать забо­ле­ва­ние, а это счи­та­лось рабо­той злых духов.

Домо­вая резь­ба была пол­но­стью посвя­ще­на защи­те жили­ца, начи­на­лась она с изго­тов­ле­ния на верх­нюю точ­ку жили­ца обе­ре­га в виде свя­щен­но­го изоб­ра­же­ния коня, оле­ня, пти­цы, солн­ца или боги­ни. Окна, воро­та и зас­трехи обя­за­тель­но укра­ша­лись раз­лич­ны­ми орна­мен­та­ми.

Орна­мен­ты домо­вой резь­бы вклю­ча­ют в себя все­воз­мож­ные линии, было заме­че­но, что при выпол­не­нии линий в виде волн, очень часто к ним добав­ля­ют­ся круж­ки неболь­ших раз­ме­ров, кото­рые, ско­рее все­го, сим­во­ли­зи­ро­ва­ли кап­ли дождя. В язы­че­стве на Руси в дав­ние вре­ме­на счи­та­лось, что роса – это уди­ви­тель­ная живи­тель­ная вла­га, кото­рая посы­ла­ет­ся богом неба Родом.

Орна­мен­ты домо­вой резь­бы пред­став­ля­ли собой целые полот­на, с опре­де­лен­ным сюже­том, рас­ска­зы­ва­ю­щим исто­рию. Соблю­да­лась очень стро­го кар­ти­на мира в общем рисун­ке, кото­рая пере­но­си­ла мас­штаб все­лен­ско­го устрой­ства на кон­крет­ное жили­ще. Путь солн­ца по небо­сво­ду под­чер­ки­вал­ся тем, что исполь­зо­ва­лись спе­ци­аль­ные дос­ки, т.н. «поло­тен­ца», кото­рые спус­ка­лись вниз вер­ти­каль­но от при­че­лин. На этих «поло­тен­цах» раз­ме­ща­лись ниже зоны небес­ных вод, соляр­ные зна­ки, кото­рые были изоб­ра­же­ны на фоне фрон­то­на, кото­рый зате­нял­ся кры­шей.

На фаса­де ввер­ху дома изоб­ра­жа­лось солн­це полу­днев­ное, но оно было рас­по­ло­же­но ниже верх­не­го неба т.н. «хля­бей небес­ных».
В Сиби­ри вто­рой поло­ви­ны 19 века широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чи­ло худо­же­ствен­ное оформ­ле­ние налич­ни­ков. Для резь­бы масте­ра­ми исполь­зо­вал­ся орна­мент гео­мет­ри­че­ский, в кото­ром пре­об­ла­да­ли ром­бы, полу­кру­ги и кру­ги.