логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Старинные деревянные часы

старинные часы с маятником

Пер­вые ком­нат­ные часы появи­лись в домах евро­пей­ских бога­тых и знат­ных людей в XV веке. Они выгля­де­ли, как башен­ные часы и при­во­ди­лись в дви­же­ние при помо­щи гру­за, кото­рый необ­хо­ди­мо было под­тя­ги­вать каж­дые 12 часов. Ходо­вую пру­жи­ну для заво­да часов изоб­ре­ли в 1500 году, а через 158 лет аст­ро­ном и физик Кри­сти­ан Гюй­генс при­ду­мал маят­ник. Немно­гим поз­же, в 1670 году, откры­ли анкер­ный меха­низм, кото­рый поз­во­лил умень­шить дли­ну хода маят­ни­ка, в тоже вре­мя удли­нив сам маят­ник, после чего наста­ла эра наполь­ных часов.

Кор­пус их, выпол­нен­ный из крас­но­го или эбе­но­во­го дере­ва, оре­ха, дуба, масте­ра бога­то укра­ша­ли встав­ка­ми из метал­лов: лату­ни, оло­ва, брон­зы, инкру­сти­ро­ва­ли пер­ла­мут­ром, чере­па­шьей и сло­но­вой костью.

Зако­но­да­те­ля­ми моды на наполь­ные, а затем и на камин­ные часы, были англий­ские масте­ра. Во Фран­ции наполь­ным часам пред­по­чи­та­ли пье­де­сталь­ные. Они были мень­ше по раз­ме­ру и поме­ща­лись, обыч­но, на деко­ра­тив­ную под­став­ку-пье­де­стал. В отли­чие от сдер­жан­но­го сти­ля англий­ских масте­ров, фран­цуз­ские умель­цы рос­кош­но укра­ша­ли подоб­ные изде­лия доро­гой инкру­ста­ци­ей, затей­ли­вы­ми позо­ло­чен­ны­ми и брон­зо­вы­ми дета­ля­ми.

Появ­ле­ние маят­ни­ка так­же повли­я­ло на появ­ле­ние кон­соль­ных часов. Этот пред­мет ста­ви­ли на кон­соль – при­стен­ную полоч­ку. В этом слу­чае и кон­соль и сами часы изго­тов­ля­лись в еди­ном сти­ле. Нако­нец, в XVIII веке обре­ли сла­ву и попу­ляр­ность камин­ные часы, кото­рые при коро­лев­ском дво­ре Фран­ции пре­вра­ти­лись в пред­мет рос­ко­ши и изыс­кан­но­го деко­ра­тив­но­го искус­ства.

Камин­ные пол­ки во двор­цах и домах зна­ти было при­ня­то укра­шать целы­ми гар­ни­ту­ра­ми, куда вхо­ди­ли: скульп­ту­ры, кан­де­ляб­ры и камин­ные часы. Сюже­ты, исполь­зу­е­мые в деко­ре этих вещей были раз­но­об­раз­ны – пас­то­раль­ные моти­вы, сце­ны из жиз­ни мифо­ло­ги­че­ских геро­ев, еги­пет­ский или рас­ти­тель­ный орна­мент.

Ста­рин­ные дере­вян­ные часы, дошед­шие до нас с XVIII, XIX и нача­ла XX веков тре­бу­ют береж­но­го ухо­да и часто нуж­да­ют­ся в рестав­ра­ции. В неко­то­рых слу­ча­ях в анти­квар­ных экзем­пля­рах часов обна­ру­жи­ва­ет­ся отсут­ствие неко­то­рых дета­лей и дере­вян­ный кор­пус тре­бу­ет вме­ша­тель­ства опыт­но­го рестав­ра­то­ра. Масте­ру необ­хо­ди­мо вос­ста­но­вить недо­ста­ю­щие эле­мен­ты по тех­но­ло­гии вре­ме­ни их изго­тов­ле­ния, а для это­го необ­хо­ди­мо соот­вет­ству­ю­щее обо­ру­до­ва­ние и кро­пот­ли­вый руч­ной труд.

Рус­ская зем­ля все­гда была пол­на народ­ны­ми умель­ца­ми и искус­ны­ми масте­ро­вы­ми людь­ми. Зна­ме­ни­тый вят­ский токар­ных дел мастер Нико­лай Михай­ло­вич Брон­ни­ков, в самом нача­ле XX века демон­стри­ро­вал на про­мыш­лен­ной выстав­ке жен­ские капо­вые наруч­ные часы. Кор­пус исклю­чи­тель­но точ­ных часи­ков был выпол­нен из бере­зо­во­го капа, цифер­блат, меха­низм и зве­нья цепоч­ки – из паль­мы, пру­жи­ны выто­че­ны из бам­бу­ка, а стрел­ки – из жимо­ло­сти. Диа­метр часов состав­лял все­го 3 см.