логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Современная резьба по дереву

 

Мно­гим из вас извест­но, что мно­гие объ­ек­ты в доре­во­лю­ци­он­ном укла­де Рос­сии, дета­лью кото­ро­го явля­лась и рез­ная мебель, пред­на­ме­рен­но пори­ца­лась как мещан­ская и мел­ко­бур­жу­аз­ная, в резуль­та­те чего сви­ре­по иско­ре­ня­лась. В Рос­сии, про­би­рав­шей­ся в то пери­од в новую жизнь, под­ры­ва­ли хра­мы, заме­щая их «све­же­ис­пе­чен­ны­ми» кон­струк­ти­вист­ски­ми шедев­ра­ми.

Люди без жало­сти раз­лу­ча­лись с под­лин­ны­ми при­ме­ра­ми деко­ра­тив­но­го искус­ства вто­рой поло­ви­ны девят­на­дца­то­го – нача­ла два­дца­то­го веков, став их непро­из­воль­ны­ми наслед­ни­ка­ми, и тороп­ли­во засе­ля­ли в свои кро­шеч­ные углы в пере­на­се­лен­ных ком­му­нал­ках с высо­ки­ми потол­ка­ми, несо­об­раз­но укра­шен­ны­ми пыш­ны­ми фраг­мен­та­ми леп­ни­ны.

Немно­гое, сто­ит под­ме­тить, из того, что сбе­рег­лось от усто­ев тогдаш­ней Рос­сии, в наше вре­мя с акку­рат­но­стью бере­жет­ся в квар­ти­рах-музе­ях, кото­рые мы посе­ща­ем, экзаль­ти­ро­ван­но ана­ли­зи­руя каж­дую деталь, каж­дую пер­со­наль­ную вещь дав­ным-дав­но почив­ших, но не выпу­щен­ных из памя­ти дея­те­лей куль­ту­ры и искус­ства. Чего толь­ко сто­ят анфи­ла­ды двор­цо­вых апар­та­мен­тов, кото­рые на сего­дняш­ний день окле­и­ва­ют­ся наши­ми сооте­че­ствен­ни­ка­ми обык­но­вен­ны­ми бумаж­ны­ми обо­я­ми.

Но давай­те воз­вра­тим­ся к глав­ной теме обсуж­де­ния и попро­бу­ем оха­рак­те­ри­зо­вать дере­во, высту­па­ю­щее бла­го­род­ней­шим, теп­лым и изу­ми­тель­но пла­стич­ным мате­ри­а­лом. Каж­дая его части­ца пре­ис­пол­не­на волок­на­ми, отсве­чи­ва­ю­щи­ми золо­том. Тон­кие рас­пи­лы при­от­кры­ва­ют миру непре­взой­ден­ные рисун­ки, сотво­рен­ные при­ро­дой. Их вир­ту­оз­но при­ме­ня­ют масте­ра, фор­ми­руя уни­каль­ные шедев­ры обще­на­род­но­го твор­че­ства. Раз­но­об­раз­ные поро­ды дере­вьев раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми непо­вто­ри­мы­ми под­лин­ны­ми пла­сти­че­ски­ми свой­ства­ми и струк­тур­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, предо­став­ля­ю­щие воз­мож­ность появ­лять­ся на свет колос­саль­ной мас­се деко­ра­тив­ных эффек­тов.

Во гла­ве каж­дой исто­ри­че­ской эпо­хи гла­вен­ство­вал свой непре­взой­ден­ный стиль, выра­жав­ший­ся в деко­ре, кон­фи­гу­ра­ци­ях, узо­рах и про­пор­ци­ях упо­треб­ля­е­мых мате­ри­а­лов. Напри­мер, в позд­нем Сред­не­ве­ко­вье состо­я­тель­ные горо­жане непре­мен­но обя­за­ны были иметь в рас­по­ря­же­нии в доме ана­лой и ска­ме­еч­ку для коле­но­пре­кло­не­ния и молитв.

А в залах для обе­дов в рыцар­ских зам­ках вдоль дол­гих и уве­си­стых сто­лов в гар­мо­нич­ном ряду рас­по­ла­га­лись готи­че­ские сту­лья с ров­ны­ми и высо­ки­ми спин­ка­ми, похо­див­ши­ми сво­им суро­вым видом на собор­ные окна.

В эпо­ху Ренес­сан­са при­су­щи­ми объ­ек­та­ми инте­рье­ров высту­па­ли гро­мад­ные сун­ду­ки, укра­шав­ши­е­ся шикар­ной резь­бой – сим­во­лы состо­я­тель­но­сти горо­жан. В эпо­ху роко­ко игри­вые и жиз­не­утвер­жда­ю­щие родо­ви­тые осо­бы не мог­ли пред­ста­вить свой уклад без про­из­ве­ден­ных под стать бога­тым буду­а­рам и утон­чен­ным каби­не­там эле­гант­ных и лег­ких мебель­ных ком­плек­тов, состо­яв­ших из несмет­но­го чис­ла пред­ме­тов, щед­ро деко­ри­ро­ван­ных рокай­лем и вити­е­ва­ты­ми цве­точ­ны­ми и фрук­то­вы­ми гир­лян­да­ми.

В наше вре­мя искус­ство резь­бы по дере­ву весь­ма рас­про­стра­не­но как в сель­ской мест­но­сти, так и в боль­ших горо­дах. И это сви­де­тель­ству­ет о том, что под­лин­ное народ­ное искус­ство про­дол­жа­ет суще­ство­вать, пре­ис­пол­няя наши души и серд­ца истин­ной радо­стью бес­пре­рыв­но про­дол­жа­ю­щей­ся веко­во­го обы­чая.