логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Народная резьба по дереву

gorodeckaya-rezba-po-derevu-05

Искус­ство резь­бы по дере­ву вос­хо­дит к твор­че­ству древ­них сла­вян, селив­ших­ся по бере­гам Вол­ги, Дне­пра, Дона и Иль­мень-озе­ра. Во вре­ме­на наших дале­ких пред­ков, дере­во было самым лег­ко под­да­ю­щим­ся обра­бот­ке мате­ри­а­лом. Из дере­ва воз­во­ди­ли все жилые и хозяй­ствен­ные построй­ки, мосты и хра­мы, город­ские сте­ны, изго­тав­ли­ва­ли лод­ки, сани и теле­ги, вере­те­на и прял­ки, а так­же посу­ду и дру­гую кухон­ную утварь. Пер­вые деко­ра­тив­ные рез­ные изде­лия были выпол­не­ны в виде фигу­рок птиц, живот­ных и име­ли риту­аль­ное зна­че­ние. С тече­ни­ем вре­ме­ни ста­ли появ­лять­ся рез­ные игруш­ки и самой попу­ляр­ной из них на Руси была лошад­ка.

В дав­ние вре­ме­на изоб­ра­же­ние на резь­бе назы­ва­ли зна­мен­кой, а искус­ство резь­бы – рез­ным делом. Для изго­тов­ле­ния неболь­ших форм в резь­бе исполь­зо­ва­лись мяг­кие поро­ды дере­ва — липа, оси­на, из твер­дых пород, – бере­за. В скульп­тур­ной резь­бе поль­зо­ва­лись дре­ве­си­ной сос­ны, дуба и лист­вен­ни­цы.

Памят­ни­ков древ­не­го народ­но­го твор­че­ства в резь­бе по дере­ву оста­лось очень мало. Но из сохра­нив­ших­ся пред­ме­тов того вре­ме­ни, мож­но сде­лать вывод, что на Руси наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным видом твор­че­ства была резь­ба.

Домо­вую резь­бу выде­ля­ют в отдель­ное направ­ле­ние в этом искус­стве. В ней суще­ству­ют свои, при­су­щие толь­ко дан­но­му виду резь­бы, кано­ны и пра­ви­ла, как имен­но и каким орна­мен­том оформ­лять ту или иную часть дома. Рус­ские масте­ра-рез­чи­ки все­гда обла­да­ли живой фан­та­зи­ей и сме­кал­кой. Это поз­во­ля­ло им в сво­ем твор­че­стве дости­гать уди­ви­тель­ных высот и созда­вать насто­я­щие про­из­ве­де­ния искус­ства, и неваж­но, дом ли это кня­зя, или рез­ная дере­вян­ная лож­ка.

В наро­де все­гда суще­ство­ва­ла тяга к пре­крас­но­му и имен­но народ­ное твор­че­ство – это источ­ник, из кото­ро­го чер­па­ют свое вдох­но­ве­ние масте­ра наше­го вре­ме­ни. В древ­но­сти, отец, раду­ясь рож­де­нию пер­вен­ца, укра­шал резь­бой люль­ку, выре­зал игруш­ку – конь­ка, для хозяй­ки созда­вал пред­ме­ты быта, укра­шен­ные искус­ной резь­бой. Даже скво­реч­ни­ки кре­стьяне выре­за­ли в виде рез­ных скульп­тур людей, а улья оформ­ля­ли скульп­ту­рой мед­ве­дя.

Отдель­ная тема в народ­ном рез­ном твор­че­стве – это рез­ные прял­ки. Выре­за­ли прял­ки из еди­но­го кус­ка дере­ва и укра­ша­ли кон­тур­ной, скоб­ча­той, про­рез­ной и трех­гран­но­вы­ем­ча­той резь­бой. Круг­лые дон­ца пря­лок укра­ша­ли осо­бен­но искус­но. Жен­щи­ны после рабо­ты, веша­ли прял­ку на сте­ну и она укра­ша­ла избу. В рисун­ках на дон­цах при­ме­нял­ся, обыч­но, гео­мет­ри­че­ский орна­мент, ино­гда, рас­ти­тель­ные моти­вы и целые жан­ро­вые ком­по­зи­ции, сцен­ки с изоб­ра­же­ни­я­ми чае­пи­тия, хоро­во­да. Даже коклюш­ки – палоч­ки для пле­те­ния кру­жев, в ниж­ней части, кото­рая сво­бод­на от ниток, были покры­ты мель­чай­шей искус­ной резь­бой.

Прак­ти­че­ски все при­спо­соб­ле­ния в кре­стьян­ском нату­раль­ном хозяй­стве люди укра­ша­ли резь­бой: валь­ки, рубель, набил­ки для ткац­ко­го стан­ка, тре­па­ло, швей­ки, пря­нич­ные фор­мы. Посу­да и кухон­ная утварь – туе­са, кузов­ки, хлеб­ни­цы, лукош­ки, блю­да, дере­вян­ные руко­мой­ни­ки, соло­ни­цы, ков­ши, — оформ­ля­лись резь­бой очень раз­но­об­раз­но. Мате­ри­а­лом для изго­тов­ле­ния рез­ных изде­лий слу­жи­ли недо­ро­гие поро­ды дере­ва, кото­рые мож­но было добыть неда­ле­ко от дерев­ни. Издав­на кре­стьян­ская мебель и пред­ме­ты быта дела­ли из ели, сос­ны, дуба, бере­зы, липы, оси­ны, лист­вен­ни­цы и кед­ра.

В тра­ди­ции изго­тов­ле­ния мебе­ли, стол при­ни­мал ино­гда при­чуд­ли­вые фор­мы. Напри­мер, карель­ский сва­деб­ный стол исполь­зо­вал­ся толь­ко во вре­мя сва­дьбы и в его кон­струк­цию были вклю­че­ны лыжи. После сва­дьбы, неве­ста пере­тас­ки­ва­ла стол в сарай (при помо­щи лыж) и всю сов­мест­ную жизнь супру­гов, он сто­ял там. Рез­ной поста­вец – свое­об­раз­ный «сер­вант», где хра­ни­лись семей­ные релик­вии и цен­ные вещи, – искон­но рус­ская мебель­ная фор­ма. С тече­ни­ем вре­ме­ни, поста­вец при­об­рел фор­му при­выч­но­го нам буфе­та.

Народ уме­ло исполь­зо­вал все части дре­ве­си­ны в хозяй­стве и ниче­го не про­па­да­ло даром. На все пред­ме­ты быта и мебе­ли, как и на оформ­ле­ние избы, рас­про­стра­ня­лось твор­че­ство талант­ли­вых народ­ных рез­чи­ков. До сих пор народ­ная резь­ба по дере­ву – это осно­ва, на кото­рой бази­ру­ют­ся зна­ния и навы­ки совре­мен­ных масте­ров.