логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Плоская резьба по дереву

плоская резьба по дереву цветочки

Плос­кая резь­ба, как мож­но судить по одно­му лишь назва­нию, явля­ет­ся не более чем рисун­ком, испол­нен­ным с помо­щью спе­ци­аль­ных инстру­мен­тов, но толь­ко рису­нок немно­го выпук­лый. Для полу­че­ния более нагляд­но­го пред­став­ле­ния о плос­кой резь­бе по дере­ву, вы може­те образ­но пред­ста­вить себе рису­нок, изго­тов­лен­ный из тон­кой фанер­ки (не тол­ще одно­го-двух мил­ли­мет­ров) и при­кле­ен­ный на дощеч­ку потол­ще. Убрав все выпук­лые, одна­ко, все еще плос­кие, части рисун­ка, скруг­лив, вы полу­чи­те как раз то, что явля­ет собой осно­ву плос­кой резь­бы по дере­ву.

В первую оче­редь для плос­кой резь­бы необ­хо­ди­мо выби­рать под­хо­дя­щие рисун­ки. Не нуж­но выби­рать черес­чур слож­ные моти­вы – каж­дая деталь в отдель­но­сти долж­на отли­чать­ся чет­ко­стью и кра­си­вым кон­ту­ром. К при­ме­ру, если вы пла­ни­ру­е­те выпол­нить узор из замыс­ло­ва­то пере­пле­та­ю­щих­ся поло­сок, необ­хо­ди­мо соста­вить рису­нок так, что­бы поло­сы не пере­ви­ва­лись меж­ду собой в хао­тич­ном поряд­ке, а путь каж­дой отдель­ной поло­сы мог быть про­сле­жен по отдель­но­сти. Тра­ди­ци­он­но слож­ность в осу­ществ­ле­нии вызы­ва­ют высту­пы ните­вид­но­го харак­те­ра в виде череш­ков и цве­точ­ных уси­ков.

Для нача­ла рабо­ты луч­ше при­ме­нять гото­вые при­ме­ры рисун­ков, а не состав­лять новые. Это пояс­ня­ет­ся тем, что они дадут более пол­ное пони­ма­ние тре­бо­ва­ний к рисун­ку, неже­ли наи­луч­шие объ­яс­не­ния в пись­мен­ном виде.

Тем люби­те­лям, жела­ю­щим соста­вить рису­нок само­сто­я­тель­но, или моди­фи­ци­ро­вать суще­ству­ю­щий под свое изде­лие, пове­да­ем о вари­ан­тах пере­во­да его на дере­во. Рисо­ва­ние каран­да­шом напря­мую на дере­ве в боль­шин­стве ситу­а­ций не дает даже при­бли­зи­тель­но при­ем­ле­мо­го резуль­та­та, таким обра­зом, оста­ет­ся лишь путь пере­во­да рисун­ка. Важ­ней­шее усло­вие пере­во­да состо­ит в очень точ­ном и пра­виль­ном обве­де­нии очер­та­ния рисун­ка с отчет­ли­вы­ми угла­ми и глад­ко выгну­ты­ми искрив­лен­ны­ми лини­я­ми. Отсту­пать от кон­ту­ра в дан­ном деле нель­зя даже на мил­ли­метр, а прав­ки непоз­во­ли­тель­ны. Таким обра­зом, раци­о­наль­но будет пере­во­дить отчет­ли­во про­ри­со­ван­ный рису­нок на дере­во через бума­гу для копи­ро­ва­ния. Пря­мые линии, обо­зна­чен­ные конеч­ны­ми точ­ка­ми, про­во­дят­ся по линей­ке. Начи­на­ю­щим масте­рам по рез­ке для нача­ла сове­ту­ет­ся брать «жидень­кий» рису­нок, уде­ляя боль­ше вни­ма­ния фону и вырав­ни­ва­нию.

Материалы для плоской резьбы по дереву

Для плос­кой резь­бы необ­хо­дим мате­ри­ал, кото­рый не будет сло­ить­ся: сати­но­вое дере­во, оль­ха, каш­тан, липа и т.п. Липа, сатин и каш­тан пред­по­чти­тель­нее, а в оль­хе неред­ко встре­ча­ют­ся гни­лые вкрап­ле­ния, из-за чего дере­во утра­чи­ва­ет свою проч­ность. Тополь черес­чур мяг­кий, ель и сос­на не годят­ся для резь­бы вовсе, посколь­ку труд­но режут­ся попе­рек. Если брать в учет более твер­дые поро­ды, то для резь­бы отлич­но годят­ся дуб и крас­ное дере­во. Клен и гру­ша чрез­вы­чай­но плот­ные, и рабо­тая с ними, пона­до­бит­ся нема­ло сил и напря­же­ния. Если есть воз­мож­ность, то, для нача­ла реко­мен­ду­ет­ся пред­по­честь сати­но­вое дере­во.

Инструменты для плоской резьбы

Ножи для плоской езьбы по деревуножи для резьбы powergrip

основной нож для плоской резьбы

Для плос­кой резь­бы пона­до­бит­ся весь­ма зна­чи­тель­ное чис­ло инстру­мен­тов: доло­то раз­но­об­раз­ных форм и шири­ны, ста­мес­ки, косяч­ки, под­рез­ной нож, уголь­ник, сто­ляр­ный цир­куль и пр. Все инстру­мен­ты обя­за­ны быть тща­тель­но зато­че­ны, хра­нить­ся в поряд­ке и удоб­но раз­ме­щать­ся.
Кусок дере­ва, под­го­тов­лен­ный для резь­бы, для удоб­ства рабо­ты необ­хо­ди­мо креп­ко при­кре­пить к сто­лу. Во вре­мя плос­кой резь­бы выде­ля­ют­ся 2 сле­ду­ю­щие, пооче­ред­но выпол­ня­е­мые опе­ра­ции: окон­ту­ри­ва­ние и выбор­ка.

Окон­ту­ри­ва­ние заклю­ча­ет­ся в том, что по всем внеш­ним лини­ям рисун­ка про­хо­дят­ся доло­том, про­де­лы­вая борозд­ку глу­би­ной 2 мил­ли­мет­ра.

Выбор­ка состо­ит в созда­нии фоно­во­го углуб­ле­ния с потен­ци­аль­но более глад­ким дном, при­ме­няя кося­ки и доло­то.