логотип Орнаментум
+7 950 226 6449
orn812@yandex.ru

Резьба по кости

резной бивень

Рез­ная кость, как народ­ный худо­же­ствен­ный про­мы­сел при­сут­ству­ет в твор­че­стве мно­гих наро­дов мира. В нашей стране дан­ный вид деко­ра­тив­но­го искус­ства рас­про­стра­нен, в основ­ном, на Севе­ре: в Архан­гель­ской обла­сти – хол­мо­гор­ский про­мы­сел резь­бы по кости, в Тоболь­ске – тоболь­ская рез­ная кость, на Яма­ле – ямаль­ская, а в Яку­тии и на Чукот­ке – чукот­ская рез­ная кость.
Масте­ра­ми резь­бы по кости исполь­зу­ет­ся в каче­стве мате­ри­а­ла оле­ний и лоси­ный рог, цев­ка (кости домаш­не­го ско­та), мор­жо­вый клык, зуб каша­ло­та и в неко­то­рых слу­ча­ях бив­ни мамон­та.

Пер­вые изде­лия, выпол­нен­ные в дан­ной мане­ре, были дати­ро­ва­ны XVII веком. Одна­ко, все про­фес­си­о­наль­ные при­е­мы и мето­ды рабо­ты в резь­бе по кости сло­жи­лись гораз­до поз­же, в XVIII веке. Тра­ди­ци­он­но в оформ­ле­нии рез­ных костя­ных изде­лий исполь­зу­ет­ся сквоз­ной орна­мент и рельеф­ные изоб­ра­же­ния живот­ных, птиц, сюже­тов их народ­ной жиз­ни, эмблем и порт­ре­тов. Ино­гда масте­ра при­ме­ня­ют под­крас­ку или цвет­ную гра­ви­ров­ку на кости, а в иных слу­ча­ях под ажур­ную поверх­ность орна­мен­та под­кла­ды­ва­ют раз­но­цвет­ную фоль­гу.

Напри­мер, для хол­мо­гор­ской рез­ной кости харак­тер­но изоб­ра­же­ние живот­но­го и рас­ти­тель­но­го мира, окру­жа­ю­ще­го чело­ве­ка в повсе­днев­ной жиз­ни. На изде­ли­ях кра­су­ет­ся бога­тый орна­мент из ягод, вето­чек и листи­ков. Мож­но заме­тить в неко­то­рых про­из­ве­де­ни­ях рез­но­го костя­но­го искус­ства рокай­ли – затей­ли­вый, изги­ба­ю­щий­ся рису­нок, напо­ми­на­ю­щий мор­скую рако­ви­ну, жем­чу­жи­ну непра­виль­ной фор­мы или камень.

Хол­мо­гор­ские изде­лия име­ли, как пра­ви­ло, быто­вое, прак­ти­че­ское назна­че­ние. Самое рас­про­стра­нен­ное изде­лие из рез­ной кости, кото­рое изго­тав­ли­ва­ли с древ­них вре­мен, – это греб­ни. Кро­ме это­го, масте­ра дела­ли лар­цы, шка­тул­ки, бока­лы, таба­кер­ки, укра­ше­ния для празд­нич­но­го сто­ла, рез­ные костя­ные пла­сти­ны для инкру­ста­ции мебе­ли, рез­ные шах­ма­ты. Извест­ны жен­ские укра­ше­ния и порт­рет­ные мини­а­тю­ры, выпол­нен­ные таким спо­со­бом.

Чукот­ская и якут­ская рез­ная кость выта­чи­ва­лась из мор­жо­вых клы­ков и укра­ша­лась искус­ной гра­ви­ров­кой. В изде­ли­ях масте­ров Край­не­го Севе­ра про­сле­жи­ва­ет­ся един­ство услов­но­сти и реаль­ной досто­вер­но­сти скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний, а уни­каль­ная цве­то­вая гам­ма гра­ви­ров­ки дела­ет их узна­ва­е­мы­ми. Деко­ра­тив­ным фигур­кам нерп, мор­жей, белых мед­ве­дей масте­ра при­да­ют харак­тер­ный вид и забав­ные позы, рез­чи­ка­ми созда­ют­ся целые суве­нир­ные скульп­тур­ные груп­пы.

Ямаль­ское направ­ле­ние в резь­бе по кости харак­тер­но изоб­ра­же­ни­ем в костя­ной скульп­ту­ре сцен из жиз­ни север­ных народ­но­стей: оле­ньей упряж­ки с отваж­ным погон­щи­ком, рыб­ной лов­ли на льдине, встре­чи охот­ни­ка с мед­ве­дем. Масте­ра изго­тав­ли­ва­ли не толь­ко худо­же­ствен­ные мини­а­тю­ры, но и объ­ем­ную скульп­ту­ру сред­них раз­ме­ров.

Тоболь­ские умель­цы име­ли швед­ские и поль­ские кор­ни. В 1721 году, в Тобольск при­гна­ли плен­ных швед­ских офи­це­ров. Они, со вре­ме­нем, полу­чи­ли воз­мож­ность зани­мать­ся костя­ным про­мыс­лом. Изящ­ные и стиль­ные вещи­цы: таба­кер­ки, шка­тул­ки, худо­же­ствен­ная мини­а­тю­ра про­сла­ви­ли тоболь­ских масте­ров дале­ко за пре­де­ла­ми губер­нии. Через сто с лиш­ним лет, в эти места сосла­ли вос­став­ших поля­ков и тра­ди­ци­он­ные мест­ные при­е­мы в резь­бе были допол­не­ны рельеф­ной резь­бой по кости на рели­ги­оз­ную тема­ти­ку.